В прошлом году китайский военно-морской флот превзошел по численности ВМС США, и теперь западные военные аналитики отмечают, что новая программа модернизации своих кораблей и систем вооружений дала Китаю весьма значительные и особые возможности сдерживания в спорных районах Южно-Китайского моря и вблизи Тайваня.
Недавно опубликованная в газете New York Times подробная оценка астрономических показателей китайского роста и прогресса в качестве ведущей военно-морской державы в последние годы, содержит сожаления о том, что это привело к «такому смещению баланса сил в Тихом океане, который Соединенные Штаты и их союзники только начинают осознавать и переваривать».
Подпись к изображению: Китайская авианосная ударная группа
В докладе New York Times звучит тревога о том, что хотя мощь военно-морских сил США все еще недостижима для быстрорастущего китайского флота, американские корабли уже не могут как прежде легко обеспечивать господство в тихоокеанских морях. «Это означает, что все более обширная часть Тихого океана, где Соединенные Штаты не встречали никакого соперничества со времен морских сражений Второй мировой войны, снова превращается в спорную акваторию, где китайские боевые корабли и самолеты регулярно сталкиваются с силами Соединенных Штатов и их союзников», – полагают авторы документа.
Наличие такой тенденции было недавно признано новым командующим Индо-Тихоокеанского командования ВС США. «Китай теперь способен контролировать Южно-Китайское море во всех сценариях, за исключением войны против Соединенных Штатов», – сказал адмирал Филип Дэвидсон в марте, в ходе утверждения на должность в Сенате США.
Адмирал Дэвидсон объяснил в своих письменных заявлениях, представленных Конгрессу, что Китай развивает «ассиметричные возможности» в таких сегментах как сложные высокоточные противокорабельные ракеты и подводные лодки. «Нет никакой гарантии, что Соединенные Штаты одержат победу в будущем морском конфликте против Китая», – заключил он.
Эти обстоятельства стали выясняться по мере поступления подробных отчетов, подтверждающих, что Китай милитаризует стремительно растущую систему искусственных островов в Южно-Китайском море, используя такое «присутствие на суше», чтобы обосновать свои претензии на международные воды и воздушное пространство.
Так называемая «демаркационная линия» Китая охватывает 90 процентов спорных вод в Южно-Китайском море и проходит в 2 тысячах километров от материкового Китая и в нескольких сотнях километров от Малайзии, Вьетнама и Филиппин. Пекин заявляет о своих «исторических морских правах» на все, что находится внутри этой нечетко определенной зоны.
По оценкам ООН, через обширную акваторию, на которую претендует Китай, проходит треть мирового судоходства, и, что еще более важно, там находятся значительные неразведанные запасы нефти и природного газа.
Военно-морской флот Китая увеличил число враждебных столкновений с вооруженными силами Филиппин, и в последнее время неоднократно пытался предупреждать американские разведывательные самолеты об угрозе возможной атаки. New York Times описывает пару наиболее значительных морских инцидентов с участием американских кораблей или кораблей союзников.
Когда два американских корабля – эсминец USS Higgins и крейсер USS Antietam, проплывали в нескольких километрах от спорных островов Парасельского архипелага, китайские корабли бросились отражать «провокационный акт». Точно так же Китай поступил и с тремя австралийскими судами, следовавшими через Южно-Китайское море в апреле.
Китайские военные маневры в этом регионе также набирают обороты, что позволяет Народно-освободительной армии Китая (НОАК) демонстрировать разнообразие своей новой и перспективной военной техники и вооружений.
«Задача создания мощного военно-морского флота никогда не была столь актуальной, как сегодня», – заявил в апреле президент Си Цзиньпин, возглавлявший военно-морской караван у берегов южно-китайского острова Хайнань, где состоялось открытие учений с участием 48 кораблей и подводных лодок.
Министерство обороны Китая заявило, что эти маневры являются самыми масштабными с момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году. Даже сейчас, когда Соединенные Штаты ведут торговую войну против Китая, китайские военные корабли и самолеты продолжают увеличивать интенсивность своих операций в водах у побережья Японии и Тайваня, а также вблизи островов, отмелей и рифов, на которые Пекин претендует в Южно-Китайском море, вопреки возражениям со стороны Вьетнама и Филиппин.
Несмотря на многократные обещания Пекина, еще со времен администрации Обамы, что он не будет милитаризировать Южно-Китайское море с помощью системы искусственных островов, официальные лица Китая недавно откровенно признались в размещении там ракетных комплексов.
В июне прошлого года, когда министр обороны США Джим Мэттис был в Пекине, президент Си Цзиньпин прямо предупредил, что Китай не уступит «ни дюйма» территории, которую он теперь считает своей собственной.
Китайский военно-морской флот стремительно растет, начиная с 2000-го года, и дополняет огромную боевую силу 2-миллионной Народно-освободительной армии Китая. Хотя колоссальная численность вооруженных сил Китая никогда не вызывала серьезной озабоченности на Западе, поскольку в сфере технологий и военной техники страна серьезно отставала, по всей видимости, за последнее время ситуация резко изменилась.
В докладе New York Times сообщается, что новые возможности Китая включают:
— «Убийцы авианосцев»: арсенал высокоскоростных баллистических ракет, предназначенных для удара по движущимся судам. Последние их версии, DF-21D, и, с 2016 года, DF-26, широко известны как убийцы авианосцев, поскольку они могут угрожать самым мощным судам ВМС США задолго до того, как те приблизятся к Китаю.
— Второй авианосец (имеются планы постройки третьего): авианосец, спущенный на воду в апреле для проведения первых испытаний, является вторым в китайском военно-морском флоте, но первым, построенным в стране. Это наиболее заметное проявление программы модернизации, направленного на то, чтобы вывести Китай в число самых мощных военных держав мира. На всей планете только США с 11 атомными авианосцами обладают более чем одним таким кораблем.
— Увеличенная способность развертывания за рубежом с использованием упомянутых новых возможностей противокорабельной войны: китайские военные, традиционно ориентированные на отражение сухопутных вторжений, все более активно стремятся распространить свое влияние на открытый океан для защиты растущих экономических и дипломатических интересов Китая в Тихом и Атлантическом океанах.
— Преимущество над ВМС США по количеству действующих боевых кораблей: в прошлом году у Китая насчитывалось 317 кораблей и подводных лодок, по сравнению с 283 у Соединенных Штатов, которые не имели себе равных в открытом море после распада Советского Союза в 1991 году.
Не приходится сомневаться, что мир скоро услышит о новых инцидентах в Тихоокеанском регионе между Соединенными Штатами и Китаем, поскольку США продолжают испытывать решимость Китая, а последний по-прежнему ревностно защищает свою территорию.
Читайте также
Последние новости