В передовой статье от 16 июня «Россия-США: Саммит слабых ожиданий» повторяется сегодняшняя излюбленная американо-натовская мантра с критикой России (и Китая) за действия вне «мирового порядка, основанного на правилах», установленных Западом.
Интересно поразмышлять над тем, какие ассоциации вызывают оба элемента этой соблазнительной концепции. Я не буду останавливаться на ожесточённом периоде холодной войны, когда во имя «порядка» под американским руководством предпринимались вторжения от Ирана до Латинской Америки и за её пределами. Из более свежей коллекции: во-первых, это нарушенное обещание, что НАТО не расширится не на дюйм на восток», данное в 1991 году госсекретарём Джеймсом Бейкером. И да, президенту Владимиру Путину предоставлено наблюдать, как «враждебное» НАТО расширяется до российских границ, точно так же как мы в Соединённых Штатах, когда советский блок брал верх в холодной войне, с ужасом наблюдали за тем, как Варшавский договор расширяется в западном направлении.
Во-вторых, была и открытая поддержка «цветных революций» на Украине, в Грузии и Киргизии, с явным стремлением к тому, чтобы главным окончательным призом стала Россия.
В-третьих, была прямые военные действия с целью смены режима в Югославии и Ливии, в нарушение установленного ООН «мирового порядка».
Ваша редакционная статья, конечно, справедлива в двух важных моментах: какими бы ни были ожидания, слабые или наоборот, лидерам имеет смысл встретиться и потолковать. Во многих важных областях – это и контроль над вооружениями, и политика в области климата, борьба с пандемией, киберпреступность – у обеих стран есть множество общих интересов. Будем надеяться, что повестку дня формируют эти вопросы, а не длинные нравоучения России на основании довольно шатких «правил» мирового порядка, предписанных Западом.
Дэвид К.Спиди
Шарлотсвилл, Виргиния, США
Читайте также
Последние новости