Возобновится ли холодная война? Политические круги и стратегическое сообщество многих стран стали более серьезное относиться к этому вопросу после того, как президент США Джо Байден объявил о формировании «альянса демократий». После американо-китайских переговоров на Аляске 19 марта визит государственного советника и министра иностранных дел Китая Ван И на Ближний Восток и его встречу с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым газета New York Times назвала попыткой создать «альянс автократий». «Мир все больше раскалывается на противоборствующие, хотя и не чисто идеологические лагеря, причем и Китай, и США надеются привлечь как можно больше сторонников», – говорилось в статье.
У США всегда был менталитет холодной войны, несмотря на то, что она завершилась тридцать лет назад. Байден ясно дал это понять в ходе своей первой пресс-конференции в статусе президента, когда назвал угрозу, исходящую от Китая и России, «битвой между универсальностью демократий в XXI столетии и автократиями». Блоковая стратегия Байдена не только усилила менталитет холодной войны, но и проявилась в практических действиях, направленных на то, чтобы заставить мир поверить в ее неизбежность.
«Однако сегодняшний мир практически невозможно разделить на два лагеря, потому что в нем есть не только США и Китай. В мире множество стран и международных организаций, и у всех различные мнения о том, куда движется мировой порядок», – заявил в минувшее воскресенье профессор Института международных отношений при Китайском университете иностранных дел Ли Хайдун в интервью Global Times.
Объективная реальность истощения мягкой силы США доказывает, что мировой порядок времен холодной войны, который Вашингтон стремится возродить – лагерь автократии против лагеря демократии, – не может стать основной ценностью мира. Бедность, расовая дискриминация, распад демократических институтов и экономический спад, с которыми администрация Байдена сталкивается дома, не будут устранены путем разделения мира на два лагеря. Более того, ни один из союзников США не захочет следовать за Америкой во всем или вставать на сторону противников Китая. Безусловно, США не откажешь в силе, но им не следовало бы переоценивать свое всемогущество.
За мышлением холодной войны скрывается попытка решить внутренние разногласия в западном обществе путем провоцирования внешних вызовов. В результате Вашингтон не может сосредоточиться на решении внутренних проблем, а создавшийся неблагоприятный климат мешает сотрудничеству с другими странами по глобальным вопросам. «Самый эффективный способ преодолеть стремление США разделить мир – установить многоуровневый баланс в различных направлениях», – отметил Ли Хайдун.
В своей книге «Опасная нация: место Америки в мире с момента зарождения до начала XX века» американский политолог Роберт Каган совершенно справедливо назвал США опасной нацией. Дипломатическая политика США становится все более и более иррациональной, и это делает страну опасной. Она смотрит на Китай каждый раз, когда принимает политическое решение. Неужели всем странам придется сделать выбор и встать на сторону США или Китая в своей политике и экономическом развитии?
Судя по всему, западные политики, страдающие политической амнезией, забыли, что принесло миру идеологическое противостояние, начавшееся в 1947 году. Оно вызвало длительную всеобъемлющую конфронтацию между Востоком и Западом, которая мешала интегрированному развитию мира, привело к расколу Германии, Кореи и других стран, спровоцировало множество локальных войн. Когда главным приоритетом становятся безопасность и выживание, о каком развитии можно говорить?
В эпоху холодной войны два лагеря были изолированы друг от друга. Образовались два параллельных рынка, что принесло неисчислимые отрицательные последствия для мировой экономики. Трансформация мира из системы двух лагерей в нынешнюю глобальную и единую систему разделения труда, охватывающую различные регионы и политические системы, является одним из крупнейших достижений экономической глобализации. Поскольку страны становятся все более зависимыми друг от друга с точки зрения производства и разделения труда, новая холодная война неизбежно приведет к краху производственных связей и огромным потерям для обеих сторон.
Менталитет холодной войны и принуждение других стран делать выбор — это не доказательство силы США. Однако, как отметило агентство Bloomberg в недавней статье под заголовком «В американо-китайской холодной войне будет более двух сторон», «никакие идеологии времен холодной войны не отменят суровую реальность для США». Короче говоря, менталитет холодной войны не способен восстановить угасающую мягкую силу Соединенных Штатов.
Читайте также
Последние новости