Следующая новость
Предыдущая новость

Медведь становится белым? Российский подход к геополитике в Арктике

02.12.2021 20:47

Последствия климатических изменений открывают новые области для геополитической и геоэкономической конкуренции. В то время как Россия с 2008 г. реализует наступательную политику в Арктике, другие арктические страны только в последние годы пересмотрели свою военную стратегию в регионе. Они считают, что необходимо уравновесить военное присутствие Кремля. НАТО в своём сегодняшнем стратегическом документе от 2010 г. Определяет изменение климата как стратегическую угрозу, но полностью исключает Арктику из числа регионов, имеющих стратегическое значение для альянса. Этим объясняется, почему у НАТО до сих пор имелось только ограниченное пространство для маневрирования и ограниченные рычаги влияния на события в арктических морях.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг созвал группу экспертов, которая разработала программный документ под названием «НАТО 2023». В документе, опубликованном в ноябре 2020 года, упоминается, что в следующем стратегическом документе Атлантического альянса нельзя не упомянуть Арктику в числе стратегически важных территорий на ближайшие годы. При этом учитывается военное присутствие России и проблемы, которые это создаёт для арктических стран — членов НАТО. Можно понять стратегическую позицию России в Арктике, которая разрывается между необходимостью противостоять окружению и развивать торговые маршруты, можно понять, рассматривая этот регион как нормальный и поместив его в более широкие геостратегические рамки России. Кремль рассматривает Арктику не только на одном уровне с другими театрами военных действий в военно-оперативном плане. Он также рассматривает Арктическую зону Российской Федерации как территорию, связанную с Балтийским морем на западе и Тихим океаном на востоке с геостратегической и геоэкономической точки зрения.

Неудивительно, что обновление и приумножение военного присутствия Москвы началось в 2008-2010 гг., когда внешняя политика России резко изменилась. Она становится все более агрессивной и враждебной по отношению к евроатлантическому блоку. Последний, в процессе расширения, которое продолжалось почти двадцать лет, с 90-х годов, осуществлявшегося в рамках институтов НАТО или Европейского Союза, или обоих, включил в себя многие части бывшего советского блока. Это уменьшило как остаточное экономическое, так и политическое влияние, которое Россия оказывала через Варшавский договор, и одновременно приблизило НАТО к российским границам.

Россия, региональная держава, этот шаг восприняла как угрозу, и она предприняла со своей стороны действия не как ревизионистская держава, а чтобы попытаться сохранить статус-кво. Поэтому Москва на арктическом театре определила проблему изменения климата, а не политические проблемы, как реальную опасность, которая постепенно подвергает открытую северную границу угрозе экспансии со стороны других государств, входящих в НАТО. Из пяти стран с береговой линией Северного Ледовитого океана только Россия не является членом НАТО. Соответственно, Москва расширила свои военные возможности с явно оборонительной точки зрения, разместив силы в российском секторе арктического региона для достижения двух приоритетных целей: первая — это охрана периметра обороны Кольского полуострова, вторая — контроль над спорным Северным морским путем (СМП), торговым маршрутом с огромным экономическим потенциалом.

Размещение российских войск происходило в соответствии с вышеупомянутыми стратегическими целями.

Были усилены обычные силы, построена транспортная инфраструктура и военные базы. В частности, в 2015 году были сформированы две арктические бригады, состоящие из мотопехоты, обученной и оснащенной для проведения операций на арктическом театре военных действий, дополненных подразделениями спецназа. На эти бригады возложены задачи по охране арктического побережья России, объектов и инфраструктуры в российской Арктике. Северный флот начал модернизацию немногочисленных и устаревших кораблей, доставшихся в наследство от закончившейся в конце 2000-х годов холодной войны. В основном были добавлены новые ледоколы и модернизированы уже имеющиеся за счет поставки БПЛА российского производства Орлан-10, способных выдерживать экстремальные погодные условия.

Северный флот возобновил более широкое оперативное присутствие с 2015 г., когда была опубликована новая Морская доктрина России.

С января 2021 г. Северный флот приобрел статус военного округа с созданием Стратегического командования, которое объединяет части и структуры Северного военного округа и части флота. Таким образом, Кремль увеличил свое военное присутствие в Арктике, но в пределах обширной территории и с подразделениями, технологически и оперативно оформленными как оборонительные. Кроме того, географическое расположение развернутых сил и количество баз на Кольском полуострове соответствуют оборонительной ориентации Москвы по отношению к другим арктическим государствам.

Из анализа структуры российских вооруженных сил в Арктике ясно вырисовываются некоторые геостратегические и геополитические цели Кремля в этом районе.

Во-первых, Арктика — это полноценная часть большой стратегии Кремля, а не отдельный театр. Во-вторых, явно оборонительная позиция и развертывание российских вооруженных сил делают Арктику театром военных действий, в то же время не допускающим легкого перехода к эскалации и соответствующим геостратегическим целям Москвы. В общем, это средства для защиты северной границы.

В частности, это Кольский полуостров, имеющий приоритет благодаря размещенному там ядерному арсеналу.

Экономический потенциал СМП и растущий доступ к этому маршруту для торговли Китая с Европой придаёт геоэкономическое значение полному контролю Москвы над ним. Поэтому арктические государства должны учитывать роль и геополитические интересы России в регионе в процессе реализации своих стратегий. Это помешает России агрессивно защищать свои северные границы, особенно с учетом будущего, когда Арктика станет более судоходной. Присутствие крупных игроков в регионе усилит экономическую заинтересованность и даст поводы для конфликта. Тем не менее, хотя эпизоды напряженности могут стать более частыми в краткосрочной и среднесрочной перспективе, возникновение вооруженного конфликта в Арктике остается весьма маловероятным.

Источник

Последние новости