Многие дети мечтают о школе — играют в занятия, потихоньку одевают ранцы старших братьев и сестер. Закон позволяет определять детей на учебу уже с 6,5 лет, однако многие врачи говорят о том, что далеко не каждый ребенок готов в школе.Как говорит психолог, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени Ломоносова и МГМУ имени Сеченова Антон Сорин, ни один первоклассник не хочет специально разозлить маму своими плохими оценками, а наоборот, всеми силами стремится ее порадовать. И если это не выходит – не стоит ругать ребенка, нужно разобраться, почему у него не клеится учеба. Даже если у ребенка есть необходимые знания, правильная (внутренняя) мотивация и он психологически устойчив к новым ситуациям (или у него идеально-поддерживающие его в период адаптации родители), это еще не гарантия того, что он будет успешен в первом классе.
С точки зрения нейропсихологии возможны две проблемы, которые могут стать на пути любви ребенка к обучению в школе и его возможной успешности. Первая – проблема тонуса. «К сожалению, очень распространенная в современном мире проблема. Часто к нам на прием приходят дети с проблемами в этой сфере: это гиперактивные и, наоборот, гипоактивные дети. Речь идёт, в первом случае, о детях беспокойных, подвижных, имеющих трудности со сном; во втором - о детях, склонных быстро утомляться и испытывающих трудности с концентрацией внимания. Эти особенности сохраняются у ребёнка на протяжении всего его дошкольного и школьного детства и, если неправильно на них реагировать, могут стать источником проблем с успеваемостью в школе. К сожалению, корни этой проблемы растут из совсем раннего детства, поэтому общий тонус человека – это то, с чем ему придется обходиться всю жизнь. Но в наших силах ему помочь и поддержать», - говорит доктор Сорин.
Вторая проблема – произвольность и контроль. «Это те функции, которые формируются позже других, их формирование заканчивается к 18 годам. Однако к 7 годам, как раз к моменту начала обучения в школе, они в норме достигают оптимального уровня развития и определяют возможность ребенка заниматься малоинтересными делами. т. е., в тот момент, когда ребенок может, и в идеальном случае, хочет отвлечься от игрушек и сесть заниматься неинтересными делами (писать буквы, читать, считать), тогда можно говорить о том, что ребенок готов к школе. Однако не у всех детей произвольность формируется к нужному возрасту, т.к. темпы развития у всех разные. Либо родители торопятся отправить ребенка в школу и не обращают внимания на то, что не все необходимые функции созрели», - продолжает эксперты.
Как отличить отсутствие произвольности и контроля от гиперактивности, которые могут выглядеть на первый взгляд одинаково: ребенок неусидчив, не может сосредоточиться и постоянно отвлекается? Главное отличие – утомляемость ребенка. Если при гиперактивности происходит истощение ребенка к концу занятий и увеличивается его беспорядочная активность, то ребенок, у которого сложности с произвольностью, может выполнить сложное задание в конце занятий также легко, как и в начале. Если только ему это интересно.
Часто родители ориентируются именно на знания ребенка и торопятся отдать его в школу пораньше. Но ребенок еще не "наигрался" и просто не может высидеть урок в школе. Тут и начинаются проблемы с невнимательностью. В этом вопросе главный совет родителям - прислушиваться к своему ребенку, к его возможностям и желаниям. И не ориентироваться на детей друзей и соседей.
Мнение офтальмолога
Как рассказывает офтальмохирург, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник Игорь Азнаурян, от 30 до 50% детей сегодня оканчивают школу в очках. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребенка с плохим зрением начинается головная боль, что еще больше снижает тягу к знаниям.
«Для того, чтобы понять, что такое готовность ребенка к школе, в каких случаях ребенок может ходить в школу с точки зрения офтальмолога, отвечу сначала на вопрос, какие параметры являются нормой для зрительной системы. Общепринято думать о том, что основным параметром является острота зрения или сколько процентов ребенок видит. На самом деле – это лишь один из показателей, который определяет норму. И часто бывает, что у ребенка зрение снижено до 50%, но при этом он совершенно спокойно может ходить в общеобразовательную, не специализированную, школу и получать хорошие отметки. Острота зрения – важная, но не единственная функция, которая определяет готовность зрительной системы ребенка работать интенсивно на близком расстоянии», - говорит доктор Азнурян.
Какие функции родители должны просить проверить, чтобы понять готовность зрительной системы ребенка? Первое, конечно, острота зрения. Второе - способность ребенка к восприятию объема, 3Д формата, бинокулярному зрению. У разных детей она имеет разную степень устойчивости. Это та функция, с которой человек видит окружающий мир в объеме. Две картинки с каждого глаза должны сливаться в единый зрительный образ. Если у ребенка слабая функция распознавания 3Д формата, то у такого ребёнка вблизи эта функция становится просто непосильной. Тогда дети начинают кривить голову, смотреть как бы с поворотом. Родители просят их выпрямить спину, смотреть ровно, учителя подчас наказывают. А проблема на самом деле может скрываться в неустойчивости бинокулярного зрения. Ребёнок просто не может смотреть двумя глазами, и он выбирает себе вынужденное положение, наиболее удобное, в котором эта непосильная нагрузка становится для него более легкой. Третья функция, которая очень важна для детей, собирающихся в школу – функция аккомодации. Аккомодация – способность зрительной системы адаптироваться к тому, чтобы видеть четко и хорошо на близком расстоянии. Когда мы с вами смотрим далеко, мы не напрягаемся, если у нас нет близорукости или дальнозоркости. Но когда мы смотрим вблизи, глаза сильно напрягаются рассматривать объекты в фокусе, а если они мелкие – цифры, букв, напрягаемся в несколько раз больше. И если функция аккомодации слабая или вообще отсутствует, то такой ребенок быстро заработает кучу глазных проблем.
И это все переворачивает представление родителей о том, что значит здоровые глаза у ребенка. Здоровые глаза у ребенка тогда, когда они не только видят 100%, но и видят стереоскопично, а функции глаз адаптированы к различным расстояниям. Тогда этот ребенок готов идти в школу.
Если же одна из функций недостаточна? Все можно восстановить. Эти нарушения у современных детей встречаются сплошь и рядом. Конечно, если у ребенка косоглазие, нистагм, астигматизм, они должны быть скорректированы до того, как ребенок пойдет в школу. К величайшему сожалению бытует заблуждение, что ребенок перерастёт заболевание, которое у него с малых лет. Это ошибочно. Нужно сделать так, чтобы ребенок пошел в школу полностью реабилитированным, тем более, что зрительная система наиболее пластична до 3-4 лет. И если применять современные технологии, то исправить даже серьёзные глазные патологии можно довольно быстро.
Мнение педиатра
Как говорит врач-педиатр высшей категории, сотрудник Национального Научно-Практического Центра Здоровья детей, эксперт ВОЗ Илья Митюшин основной смысл посещения школы для всех детей, кроме непосредственно получения знаний, - социализация. «Если родители хотят, чтобы ребенок в дальнейшем работал (не дома, а в коллективе), создал семью, то умение общаться и самостоятельно решать возникшие проблемы – бесценно. Но есть родители, которые смотрят на школу, как на некоторое зло и по возможности пытаются ребенка от нее оградить», - говорит Илья Матюшин.
Рассмотрим основные ложные медицинские противопоказания к посещению школы, широко используемые в России:
1. Часто болеющий ребенок (у него «вторичный иммунодефицит»), то есть ребенок, который болеет ОРВИ не 5-6 раз в год как все остальные, а 10-12 (1 раз в месяц). Или, например, он до школы не болел, а в школе начал.
2. Ребенок, перенесший в прошлом операцию и ему врачи «сказали, что ему нельзя болеть».
3. Ребенок, страдающий пищевой аллергией (не тем накормят) или астмой (там не убирают пыль и есть «живой» уголок)
4. Ребенок, передвигающийся на кресле-каталке (будут дразнить)
5. Ребенок с любым хроническим заболеванием (диабет, эпилепсия, артрит и т.д. – ребенок заболеет и будет обострение, кто будет контролировать прием лекарств?).
В большинстве развитых стран есть закон о домашнем обучении. Но родители используют данное право чаще всего не по причине «слабого здоровья», а из-за проживания в удаленном сельском районе, невозможности поступления в адекватную уровню данной семью школу в их городском квартале (в большинстве стран школы жестко привязаны к «прописке»), религиозных ограничений. Дети с особенностями здоровья почти всегда посещают обычные школы. С каждым годом таких детей становится все больше.
В школах США и Европы вновь вводятся или расширяются «ставки» дипломированных медсестер и врачей, именно потому, что значительно вырос поток детей с хроническими заболеваниями, посещающих школу. При этом, никаких особых технических приспособлений (кроме пандусов для детей в креслах-каталках) и «палат интенсивной терапии» в школах нет. Никаких лекарственных препаратов в «школьной аптечке» не предусмотрено (в некоторых странах разрешен адреналин, как первое средство при шоке и остановке сердца), а все лекарства индивидуального пользования находятся или у самих детей, или у школьной медсестры (с соответствующей инструкцией от лечащего врача).
Конечно, России, к сожалению, пока до такого уровня пока далеко. Но и ограждать ребенка из-за соматических заболеваний или даже серьезных проблем со здоровьем не стоит. Готовность ребенка к посещению школы понятие многофакторное и во многом определяется готовностью родителя его туда отпустить и поддержать. Все проблемы решаются договоренностями с классным руководителем, завучем и другими ответственными лицами, ведь родители, в любом случае, не смогут находиться с ребенком ежеминутно. Если в этом учебном заведении такой контакт наладить не удается, стоит поискать другую школу.
Читайте также
Последние новости