Гульсияр Сагитова живёт в селе Аскино — райцентре Аскинского района. У неё очень необычное увлечение — она пишет картины на бересте. В основном это пейзажи, виды природы всех времён года. То, что окружает людей, живущих в сельской местности. Особенно хорошо на бересте получается зима. Есть изображения животных и птиц — скачущие лошади или танцующие журавли. С 2004 года она работает вместе дочерью Гузель.
Гульсияр окончила художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического университета в Уфе. Потом 25 лет работала в аскинской средней школе №2 — преподавала изобразительное искусство и черчение. Параллельно вела мастерскую. Потом ушла на пенсию по выслуге лет и полностью отдала себя картинам.
Бересту они с дочерью заготавливают в мае-июне, когда деревья валят на дрова. Затем береста в течение полутора-двух лет сохнет. После это начинается подготовка к работе — мастерицы снимают с бересты верхний слой. Это делается вручную — ногтями, небольшими ножичками. Получаются заготовки, на которых уже можно писать картины. Фактура бересты при подготовке к работе сохраняется — все выпуклости, неровности на заготовке остаются.
— Очень часто сам материал подсказывает — что будет на этой картине, — говорит Гульсияр. — Иногда просматривается берег, или гора, или берёзки. Размеры бересты тоже бывают совершенно различные. Пока самая большая наша картина полтора метра в длину и метр в высоту, на ней изображены лошади, она находится сейчас в Уфе, в музее ипподрома «Акбузат».
Ещё две больших картины — 120 на 70 сантиметров и 100 на 70 сантиметров мы отвезли в выставочный комплекс села Бураево. Там проводится региональная выставка, связанная с народными промыслами. Мы можем написать и трёхметровую картину на целом куске бересты, если будет такой заказ. Потому что снять с дерева три с половиной метра бересты — это вполне реально.
— Чем вы наносите изображение?
— Обычно мы пишем темперными красками. Они не боятся воды. Поэтому картины можно споласкивать водой. Нечасто — примерно раз в год. Береста — материал фактурный, объёмный, на выступах оседает пыль, которую можно смывать прямо под краном. И с картиной ничего не случится.
— Береста — материал натуральный. Вы и обрамляете свои картины рамами из натуральных материалов.
— Да, раньше использовали деревянные рамы, а недавно нам сплели рамки из рогоза. Его в просторечье называют камышом. Он приятного светло-коричневого и зеленоватого цвета. Это экологически чистый материал. Он несёт в себе теплоту, энергию и силу природы.
— Есть любимые темы для картин?
— Очень люблю журавлей. Они символизируют любовь, верность, семью, домашний очаг. Довольно часто делаю картины с двумя журавлями. Сакура на картине — это дерево счастья. Восход солнца символизирует начало новой жизни, детей, внуков, продолжение рода. Гора — символ успеха в делах. Картины с журавлями очень популярны — их часто заказывают на свадьбы, для молодых семей.
Мастерская Гульсияр Сагитовой находится в необычном здании — это дом купца Шевкунова 1880 года постройки. Его в годы советской власти сослали в Казахстан, и с тех пор их никто не видел. В годы гражданской войны в доме располагался боевой штаб партизанского отряда Ивана Каширина.
— С 1932-го по 2000-й год в этом здании была районная аптека, помню, я сюда бегала за лекарствами, — рассказывает Гульсияр. — С 2000-го по 2004-й год здесь была мечеть с медресе. Потом построили новую мечеть, и мы взяли это здание в аренду, а потом выкупили. Постепенно мы ведём здесь реставрационные работы — перекрыли крышу, поменяли полы, потому что полы были прогнившие, и когда приходили люди, я боялась, что доски провалятся. А сейчас я уже без опаски могу принимать гостей.
Читайте также
Последние новости