«Идешь иногда по городу, и пациентов своих видишь. Довольные, счастливые, радуются жизни. И ты радуешься за них, зная, что в том числе благодаря тебе они сейчас здесь. Ради них и работаем», – признается сердечно-сосудистый хирург кардиодиспансера Иван Бобров. Это, пожалуй, единственный момент, когда у невозмутимого доктора дрогнул голос. Иначе никак, ведь среди его пациентов – дети: подростки, дошколята, груднички, новорожденные и совсем крошечные недоношенные, которые легко уместились бы у доктора Боброва на ладони.
«Сложнее операций не бывает»
Самый маленький пациент Ивана Боброва весил 750 грамм. Словно кукла. Только дышит. Пусть и с помощью аппарата. Потихоньку растет и живет – вопреки всему.
- Нужно было перевязать малышу открытый артериальный проток. Операция проводится без искусственного кровообращения. Есть, конечно, в мире эксперты, которые делают операции маловесным детям на открытом сердце, но это уже высший пилотаж. У такого пациента сердце отличается. Вообще у детей разных возрастов разные особенности строения сердца, но недоношенные дети – особая категория: сердечко маленькое, сосуды в нем тоже. Сложность колоссальная, сложнее операций уже не бывает, – объясняет Иван Бобров.
Тема для врача особенная, говорить о ней подробно он не хочет, а только резюмирует коротко: «Каждого пациента, независимо от того, взрослый это человек или ребенок, пропускаешь через себя».
«Вся кардиохирургия – большой риск»
Вести счет своих маленьких пациентов Иван Бобров прекратил на втором десятке операций. Вообще, стоит сказать, что в детскую кардиохирургию врач пришел уже после немаленького опыта работы со взрослыми пациентами. Но волею судьбы его наставники в кардиодиспансере то и дело просили ассистировать на операциях детям.
- Я тогда уже умел ставить кардиостимуляторы, оперировал взрослых, но тянуло меня в детское отделение. И в какой-то момент пришлось сделать выбор. С октября прошлого года официально числюсь детским кардиохирургом.
Своего первого маленького пациента Иван Бобров помнит хорошо. Нет, руки во время операции не дрожали – молодой хирург, который на тот момент уже четыре года работал в кардиодиспансере, в своих силах был более чем уверен. Трехлетнему мальчишке Иван Бобров должен был выполнить пластику межпредсердной перегородки. В кардиохирургии это одна из самых простых операций. А вообще же в медицине она входит в число самых рискованных. В этой области медицины в принципе – что ни операция, то большой риск, ведь пациенту останавливают сердце и переводят на искусственное кровообращение. Кардиохирург шутит: «Сердце должно чувствовать себя как на курорте».
- Всякий раз, заходя в операционную, мы понимаем, что возможных осложнений может быть огромное множество. В этом вся кардиохирургия. Надо понимать, что от малейшего содрогания руки зависит жизнь человека. Бывает, что пациент после удачно проведенной операции «не заводится» – сердце отказывается работать после охлаждения. Этот момент в работе самый страшный. Пока заводится сердце, в операционной стоит полная тишина. Первая моя операция, кстати, прошла хорошо.
Наука на всю жизнь
Тогда коллеги жали ему руку и поздравляли с боевым крещением. А Иван Бобров скромно улыбался, но мысленно в своем списке достижений поставил галочку. Он вообще привык ставить перед собой сложные задачи. Первой из них был мединститут. В семье Боб-ровых он первый врач. До него доктором чуть было не стал дед, которого сразу после поступления в мединститут забрали на фронт. В своем родном Радужном Иван еще в школе твердо решил, что хочет лечить людей. Только не в кабинете, а за операционным столом.
Решил и сделал. После школы поступил в Тюменский государственный медицинский университет. До четвертого курса определялся со специализацией. Смотрел операции в абдоминальной хирургии (операции на брюшной полости), пробовал даже ассистировать врачам-травматологам и нейрохирургам. Но всегда интересовался врожденными пороками сердца. Говорит, что кардиохирургия – это именно та наука, изучать которую нужно всю жизнь, и даже ее не хватит, чтобы овладеть полностью.
- Моим первым наставником был Кирилл Викторович Горбатиков (ныне - главный кардиохирург Тюменской области. – Прим. автора). На четвертом курсе я пришел к нему и сказал о своем решении. Он внимательно посмотрел на меня и ответил: «Если тебе нужен такой хлеб, то я помогу!». Он позволил мне смотреть операции, ассистировать, подсказывал и консультировал. Хлеб тяжелый, да, но я его люблю. Кирилл Викторович и стал моим крестным отцом в кардиохирургии, – делится доктор Бобров.
Проходных операций нет
Потом была новая цель – ординатура, а чуть позже – работа. Иван Бобров жадно впитывал (и продолжает учиться по сей день) все то, о чем ему рассказывали коллеги из кардиодиспансера – Александр Шиленко, Валерий Ромашкин, Андрей Молчанов, Алексей Бродский, – известные в Сургуте, Югре и за пределами округа спасители сотен жизней.
Говорят, что самостоятельно оперировать вчерашним ординаторам не разрешают, для этого нужно проработать несколько лет. У Ивана Боброва этот период был гораздо меньше - всего один год. Дело в самом докторе, который учился ежедневно и мечтал о работе в операционной.
Сегодня рабочий день сердечно-сосудистого хирурга начинается в 7 часов утра с обхода пациентов, подготовки к операциям и постоянного обучения. Без него врачу никак нельзя, каждую предстоящую операцию медик детально представляет в голове, вплоть до каждого шва, что будет накладывать на маленькое сердце, а потом еще и смотрит видео коллег, которые делятся опытом в сети.
- Проходных операций нет, к каждой нужно быть готовым от и до! - подчеркивает Бобров.
«Работаем, чтобы дети жили»
Сам сердечных дел доктор заверяет, что с его сердцем все в порядке, во всех смыслах: медосмотр проходит вовремя и без нареканий, а дома врача, спасающего жизни маленьких югорчан, всегда ждут супруга и двое детей – трехлетний Тимофей и пятилетняя Ульяна. С ними он отдыхает душой.
- Прятки, догонялки, конструкторы строим, в куклы играем. Самый лучший образ жизни! – с теплотой рассказывает врач.
Тепло и трепетно он говорит не только о своих детях, но и о тех малышах, которым спасает жизни на работе. К ним он тоже относится по-отечески. Ведь здесь, в Сургуте, своих пациентов он видит нередко – на детских площадках, в магазинах, на улицах. Именно благодаря серьезному и надежному доктору Боброву они могут делать свои первые шаги, без оглядки носиться по тротуарам и радоваться вместе с родителями новому дню…
Читайте также
Последние новости