Россия рассматривает освоение арктических месторождений нефти и газа так же, как примерно 20 лет назад США рассматривали свою сланцевую индустрию, которая стала решающим фактором, позволившим изменить баланс на мировом рынке углеводородов.
Проект «Восток Ойл», за которым стоит государственный нефтяной гигант «Роснефть», является краеугольным камнем арктических амбиций Кремля. Он включает разведку и разработку нескольких огромных месторождений нефти и газа. В настоящее время «Роснефть» ведет переговоры с различными группами инвесторов по поводу их участия в проекте, и по тому, какие группы сумеют заинтересовать Москву, можно будет судить о геополитическом балансе в нефтегазовой отрасли в обозримом будущем.
Проект объединит крупнейшие месторождения на севере Красноярского края, в том числе сверхгигантские нефтегазоносные поля Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Лодочное, Тагульское, Ичемминское), а также Паяхское нефтяное месторождение и Западно-Иркинский участок. По некоторым данным, общие запасы нефти в этом районе составляют 6,2 миллиарда тонн (53 миллиарда баррелей).
После выхода на полную мощность, «Восток Ойл», согласно расчетам, будет давать чуть более 2 миллионов баррелей в сутки. Учитывая нынешние мощности России, это приведет к тому, что через несколько лет среднесуточная добыча в стране составит от 13 до 14 миллионов баррелей. Это будет соответствовать текущим максимальным прогнозам для США и значительно превышать добычу Саудовской Аравии.
Усилия России по освоению арктических ресурсов поддерживаются компанией «Газпром нефть», третьей по величине нефтяной компанией страны, которая является нефтяным подразделением государственного газового гиганта «Газпром». В июле 2020 года «Газпром нефть» отправила свой первый танкер с нефтью, добытой в Арктике, в Китай по Северному морскому пути.
По данным компании, потребовалось всего 47 дней, чтобы доставить полный груз, 144 тысячи тонн сладкой и легкой нефти «Новый порт», которая добывается на Ямале, из Мурманска в китайский порт Яньтай на Бохайском море. Месяц спустя «Газпром нефть» объявила о создании нового совместного предприятия с англо-голландской корпорацией Royal Dutch Shell, целью которого будет разработка нефтегазовых ресурсов в районе полуострова Гыдан.
Китайская сторона этих арктических проектов вполне соответствует 30-летнему контракту на 400 миллиардов долларов, подписанному в 2014 году. Предполагается, что за весь срок контракта в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» поступит более 1 триллиона кубометров российского природного газа. В то время как эта сделка является относительно целесообразной для России в экономическом отношении, политическая выгода колоссальна, поскольку Москва получила второй крупный рынок для сбыта своего газа на случай введения дальнейших санкций со стороны США в отношении своих значительных газовых контрактов с Европой. Кроме того, она открыла путь для крупных китайских инвестиций в энергетическую и транспортную инфраструктуру России, а также для значительного расширения сотрудничества между двумя странами, в том числе и в военном отношении.
Таким образом, весьма вероятно, что китайские инвестиции в Арктике будет направлены не только в газовые российские проекты, но и в нефтяные. Интересно также отметить, что, несмотря на остатки санкций, введенных США против России в 2014 году, многие транснациональные нефтяные компании активно участвуют в российских нефтегазовых проектах в Арктике.
Согласно первоначальным июньским сообщениям «Роснефти», потенциальными инвесторами в проекте «Восток Ойл» (помимо очевидных китайских кандидатов) являются нефтетрейдеры, транснациональные нефтегазовые компании, а также национальные нефтяные компании, в том числе из Индии. В 2020 году 10-процентная доля проекта уже приобретена международным трейдером Trafigura, а консорциум во главе к компанией Vitol подписал соглашение о приобретении 5-процентной доли в этом проекте.
Читайте также
Последние новости