О «зеленых» технологиях в строительстве сейчас говорят много. Появляются «зеленые» архитекторы, строители и инженеры. Современные технологии все больше берегут энергию и сокращают расходы на утилизацию мусора.2017 год в России проходит под эгидой охраны окружающей среды. Влияние современного строительства на нее колоссально, что связано с производством материалов, эксплуатацией зданий и утилизацией отходов. Сейчас появилось много решений, существенно снижающих эту нагрузку.
Экологическая архитектура стала модным трендом после нефтяного кризиса 1977 года. Эту индустрию председатель правления Совета по экологичному строительству Гай Имз назвал одной из самых быстро развивающихся в мире. В ряде развитых стран уже обозначены сроки постепенного перехода к строительству зданий с т. н. нулевым энергетическим балансом. Дома, способные генерировать для своей жизнедеятельности энергию из разных нетрадиционных источников, уже существуют. Во многих странах ЕС и США с 2020 года здания, не соответствующие подобным требованиям, просто не будут проходить приемку — нормативы на сей счет уже приняты. А одна из самых дорогих компаний мира уже объявила, что до конца следующего года все ее офисы будут генерировать энергию только из «зеленых», возобновляемых источников.
В нашей стране каких-то обязательств в этой области даже на отдаленное будущее не поставлено, но г-н Имз уверен, что Россия этого не избежит. Диктовать новые нормативы будут инвесторы: например, один известный скандинавский ритейлер уже на 100% использует возобновляемые источники энергии, в том числе и в нашей стране.
Гай Имз определяет три основные черты экостроительства: ресурсоэффективность, экологическая безопасность и комфорт для пользователей. Увы, пока большинство зданий у нас этим требованиям не соответствуют. Где-то не хватает свободных пространств, где-то слишком шумно, а уж про экономию энергии в большинстве случаев задумываются вовсе в последнюю очередь. И все же процесс постепенно пошел.
Основные двигатели этой индустрии — не только требования инвесторов, но и принятие международных экостандартов. Экологические стандарты при строительстве предполагают применение инновационных материалов, которые должны быть экологически безопасными и сохранять здоровье человека: обеспечивать качество воздуха, вентиляции, уровень влажности, утилизацию отходов при эксплуатации здания. Так, в России уже потихоньку начали осваивать британские стандарты экоэффективности BREAM, включающие требования и к материалам для строительства, и к системам отопления, подачи воды и освещения, и к энергоэффективности. «Их начали применять с 2009 года, с подготовки к Олимпиаде в Сочи. Сегодня по ним сертифицировано уже около ста проектов. Строят дома из новых материалов — например, фибролита, которые вдвое дешевле обычных бетонных блоков, — из соломенных блоков. Они хорошо держат тепло, экономят энергию, в них легко дышится. Все более популярными становятся и озелененные крыши, которые не только радуют глаз, но также удерживают тепло», — рассказывает г-н Имз.
Есть и другие международные стандарты. Так, в соответствии с LEED построили три жилых квартала в Сколкове. Это «умные» дома, в которых все, начиная от оболочки и заканчивая отделкой, выполнено по «зеленым» технологиям. Например, в них потребляется на 20% меньше воды, чем в типовых российских многоэтажках. К тому же электричеством, теплом и водой можно управлять по собственному сценарию — например, выключать их, когда вы уходите, и подключать со смартфона перед возвращением. В этих домах есть грязезащитные решетки, системы очистки воздуха — все это также экономит расход ресурсов на уборку.
Еще одна хорошая новость: уже стартовала и российская система «зеленых» стандартов RUSO, по которым сертифицирован футбольный стадион «Арена» в Казани. Да и вообще, как говорят эксперты, двигателями «зеленых» стандартов являются различные Олимпиады и чемпионаты — именно к ним строят новые объекты в соответствии со всеми современными требованиями.
Газ против огня
Многие производители внедряют энергоэффективные программы и технологии для строительства и эксплуатации современных зданий. Ведь перед ними ставятся цели снижать выбросы парниковых газов и уровень потребления отходов, увеличивать использование возобновляемых источников энергии, экономить воду…
Как сообщила «МК» кандидат химических наук Софья Громова, энергосбережение зданий складывается из массы вещей. Так, светодиодные лампы существенно экономят электроэнергию. Об их существовании знают все. А вот о существовании кровельных материалов со светоотражающими гранулами, благодаря чему черепица меньше нагревается на солнце, в курсе немногие. Они помогают сократить нагрев крыши на 10–20%, что, в свою очередь, спасает людей от чрезмерного использования кондиционеров в жаркую погоду и ослабляет эффект «городского пекла» летом. Зимой же черепица с такими гранулами гораздо лучше держит тепло в здании. К тому же она обеспечивает герметичность строения, снижает утечки воздуха и в целом сокращает потери тепла.
Предотвратить теплопотери и утечки воздуха через стыки окон, дверей, панелей и мембран помогают и эластичные герметизирующие ленты. Придуманы и многослойные оконные пленки, абсолютно прозрачные, повышающие прочность окон и задерживающие до 60% тепла. Таким не страшны ураганы, землетрясения и даже взрывы, не говоря уже про воров. Попутно они экономят электроэнергию за счет снижения тепловых нагрузок здания и даже защищают мебель от выцветания, а находящихся за окном людей — от вредных УФ-лучей. Сохраняют тепло в здании также различные современные герметики и барьерные пленки для стен.
Еще один «хит», на сей раз из системы пожаробезопасности, — т.н. продукты для длительной пассивной огнезащиты. К ним относятся различные огнестойкие материалы и краски, а также эндотермические маты, которые в режиме углеводородного пожара защищают металлоконструкции. Кабельные проходки от пожаров спасают с помощью специальных огнестойких герметиков и подушек. Все эти материалы повышают огнезащиту здания до 4 часов.
Как рассказал старший преподаватель кафедры пожаротушения Академии ГПС МЧСВ Александр Алешков, сегодня защиту компьютерного оборудования, серверов, ценной вычислительной техники при тушении пожаров обеспечивают специальные газовые огнетушащие составы. «Такой газ не вреден ни для человека, ни для оборудования, которое другие средства пожаротушения (вода, пена) разрушают. Например, фторкетон внешне похож на воду (его даже называют «сухой водой»), но, в отличие от нее, электрический ток не проводит и другие вещества не растворяет — поэтому даже при погружении в эту жидкость электронные устройства не страдают — они продолжают работать, бумага не коробится, краска не смывается. Газ безопасен для людей и животных, распадается за 3–5 дней, поэтому мы используем это вещество для защиты от огня информационных центров, музейных экспонатов, уникальных объектов культуры и искусства, школ, детсадов», — пояснил Алешков.
Снижать энергопотребление можно и с помощью современных телекоммуникационных систем. По словам специалистов, оптические локальные сети потребляют минимум на 10% меньше энергии по сравнению с медными кабельными системами. «Медные кабели существенно хуже, чем оптические, — отметил эксперт в области информационных технологий Денис Долгополов. — Производство волокна намного экологичнее. Его энергоэмкость в 10 раз меньше меди, а ущерб окружающей среде меньше в тысячу раз. И такие провода, в отличие от медных, практически невидимы».
«Энергопотребление в зданиях с традиционными коммуникационными системами преимущественно на основе медного кабеля имеет несколько проблем: необходимость пространства для размещения серверных помещений и большие затраты энергии для функционирования, — согласна с коллегой Алина Сафонова. — Но сегодня есть «зеленые» телекоммуникационные технологии на основе оптического волокна, которые позволяют экономить пространство, расход электроэнергии и цветного металла. С архитектурной точки зрения они не требуют проектирования отдельного помещения под серверную, а также благодаря малому весу оптоволокна снижают нагрузку на конструкцию здания».
Архитекторы готовят экопроекты
Архитекторы тоже следуют новому веянию моды и создают массу «зеленых» архитектурных проектов. Один из них, по реконструкции Нового Арбата, победил на многих международных конкурсах, но до его реализации дело так и не дошло. Проект выглядит, как кадр из фантастического фильма «Матрица»: архитекторы предложили поднять все тротуары на уровень третьего этажа, озеленить их по полной программе, а внизу оставить место для парковок и городской суеты. Как рассказывает член «Зеленого совета» при Союзе апрхитекторов России Ярослав Усов, в проекте поставлен вопрос: «Что важнее — машина или человек?»
«Мы попытались воссоздать общественные пространства для горожан, перенеся их над проезжей частью и создав взаимосвязанную структуру пешеходных и озелененных пространств, связав в единую структуру застройку Нового Арбата, — рассказывает Ярослав Усов. — Пешеходная структура представляет собой монолитную конструкцию на опорах, расположенную над проезжей частью. Доступ на верхний уровень осуществляется по пандусам. Конфигурация пешеходных пространств подчинена застройке улицы и имеет полупрозрачную структуру с отверстиями для освещения уровня земли. Крыши магазинов приспособлены для открытых кафе и также озеленены. Нижний уровень отдан автотранспорту. Благодаря конфигурации пешеходных пространств, которые не имеют сплошного покрытия, через отверстия между «мостами» поступает достаточно естественного света, чтобы осветить проезжую часть. Размещение на структуре светильников позволяет решать проблему освещенности в ночное время и устраняет необходимость в размещении дополнительных мачт освещения. Все это позволит превратить Арбат в зеленую улицу. То же самое можно сделать и на других магистралях, создав настоящий зеленый пояс внутри Бульварного кольца».
Кроме того, архитекторы предлагают реконструировать знаменитые дома–«книжки», обустроив на них эксплуатируемые кровли и общественные пространства с прямым доступом горожан, перенеся часть функции улицы на верхние этажи зданий.
Похожие проекты разработаны и в отношении развития московских набережных. Архитекторы замахнулись даже на святое — предложили вместо Мавзолея на Красной площади устроить ландшафтный парк, а все захоронения из кремлевских стен перенести на кладбища.
…Превратятся ли Красная площадь и Новый Арбат в новые «зеленые легкие» Москвы — пока не ясно. Но эксперты не сомневаются в том, что уже в ближайшем будущем абсолютное большинство проектов станут «эко». Другого выхода у нас просто нет…
Читайте также
Последние новости