Дело смерти старо, как само время. Сегодня глобальный объём рынка похоронных услуг оценивается более чем в 100 млрд. долларов в год, и ожидается, что в следующем десятилетии он удвоится (это объясняется увеличением спроса на пышные похороны). Но есть менее известная “услуга” отрасли, которую эти цифры, вероятно, не учитывают. “Когда умирает любимый человек, вы так сильно скорбите, что, когда приходит время похорон, у вас не остается слез”,- говорит Лю Цзюнь Линь, молодая профессиональная плакальщица из Тайваня. Ее профессия – плакальщица – существовала ещё в Древнем Египте. Эта практика так же упоминается как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В то время как тихие, скучные или недостаточно многолюдные похороны могут быть чем-то обыденным в других странах, в Китае и некоторых частях Азии, Африки и Европы сегодня такие сдержанные проводы можно считать серьезным невезением. Так что давайте встретимся с несколькими предприимчивыми людьми, которые будут плакать по сигналу за наличные …
Одна из самых востребованных плакальщиц Китая известна своими картинными рыданиями, катаниями по земле и душераздирающими воплями на похоронах — драматическим похоронным представлением, известным как кусанг. В восточных культурах нанятый плакальщик выполняет катарсическую роль для семьи и друзей. Ху Синлянь, известная среди профессионалов как Стрекоза, говорит: “Большая часть действия — это последнее прощание с умершим человеком. Нам нужно показать свои чувства, чтобы другие видели, и показать сыновнее благочестие потомства. Некоторые люди не умеют плакать. Поэтому я использую свое сердце, чтобы спеть эту песню, чтобы представить потерю”
По сути, это та же самая функция, которую выполняют “плачущие женщины” в Библии, на которую ссылается не один древний пророк. Иеремия, почитаемый в христианской, исламской и иудейской традициях, говорит своим слушателям: “Решайте! Позовите плачущих женщин, пошлите за самыми искусными из них. Пусть они придут, и будут рыдать над нами, пока наши глаза не наполнятся слезами, и влага не потечет с наших век”
В Древней Греции, если покойный был из богатой и знатной семьи, нанималось большое количество профессиональных плакальщиц, чтобы оживить обстановку на похоронах. Эти женщины, буквально, рвали на себе волосы в знак изображаемого горя, в сопровождении возглавлявших процессию музыкантов. В древнем Риме за плакальщицами часто следовал архимим — шут, который подражал манерам, жестам, речи и даже одежде покойного. Юлий Цезарь ввёл похоронную пантомиму – если нанятый актер подражал вам после вашей смерти, значит, людям не все равно, каким вы были человеком. Во время похорон архимим шел за гробом, одетый в одеяния покойника и маску, изображающую его лицо, махая людям, наблюдающим за процессией, и подражая умершему, как будто он все еще жив.
В богатом британском обществе профессиональные плакальщики были известны как “немые”. Похоронные «немые» стояли на страже у дома покойного, а затем сопровождали похоронную процессию на кладбище. «Немые» считались символическими защитниками недавно ушедшего человека и вносили свой вклад в общую атмосферу траура своими черными креповыми шляпами и посохами. В случае похорон ребенка шляпа и посох были покрыты белым. Самое известное упоминание о похоронном немом можно найти в “Оливере Твисте», когда владелец похоронного бюро забирает Оливера из работного дома и объясняет это своей жене: «У него на лице выражение меланхолии, моя дорогая, что очень интересно. Из него получился бы восхитительный немой”.
Спрос на работу похоронных немых со временем снизился, и, к началу двадцатого века, исчез из английского общества, отчасти из-за репутации самих немых, которые принимали оплату алкоголем. “Я видел, как эти люди шатались по дороге, и после похорон мы были вынуждены поместить этих немых в салон катафалка и отвезти их домой, так как они были неспособны ходить”- отмечает один писатель для журнала « Светская жизнь» в конце XIX века.
В отдаленных деревнях Греции и Италии пожилых женщин по-прежнему нанимают в качестве плакальщиц не только для того, чтобы оплакивать незнакомых им людей, но и для того, чтобы петь в правильной гармонии, когда они сопровождают семью покойного в последние моменты прощания с усопшим. “Песни пересказывают историю жизни ушедшего человека в остроумных импровизациях,- говорит фотограф Иоанна Сакеллараки. — Исторически сложилось так, что семьи просили женщин провести этот обряд, потому что им это было необходимо — это было важное коллективное прощание с человеком. Этот обычай, скорее всего, исчезнет в течение нескольких лет, когда последние плакальщицы, которым уже под 100 лет, уйдут, записав очень мало своих традиционных траурных песен».
В Англии профессиональные плакальщики от компании Rent-a-Mourner, платили актерам от 30 до 120 долларов за похороны, чтобы сыграть дальнего кузена или дядю, помогая семьям увеличить количество гостей. И забавный факт: актриса Диана Крюгер, будучи подростком, заработала немного карманных денег в качестве профессиональной плакальщицы в Германии, где вы также можете нанять профессионального оратора на похоронах, так называемого Trauerrednerare, готового прочитать подобающую надгробную речь, несмотря на то, что он никогда не встречался с покойным.
Южноафриканский роман 1995 года «Пути смерти» рассказывает о странствиях и творчестве Толоки, профессионального плакальщика, странствующего по южноафриканским трущобам после апартеида. Здесь вы все еще можете нанять людей, чтобы они плакали на похоронах. Если они будут угрожать прыгнуть в могилу, это обойдётся немного дороже.
Художник Тарин Саймон нашел различные формы профессионального выражения горя настолько интересными, что посвятил семь лет организации уникальной выставки. И в 2018 году в Великобритании он собрал в одном пространстве профессиональных скорбящих из многих стран.
“Каждый вечер посетители выставки спускались с оживленной Эссекс- роуд в недостроенный подземный оперный театр, где профессиональные плакальщики демонстрировали свои причитания, разыгрывая ритуалы скорби со всего мира”.
По словам одного профессионального плакальщика с многолетним опытом, Оуэна Воана, “профессионального скорбящего”, живущего в Лондоне, “некоторые из вас все еще считают, что это грязный бизнес. В конце концов, то, что мы делаем, это откровенно лжём в лицо людям, в то время, когда они наиболее уязвимы. Но вспомните и том, что, нанимая нас, вы получаете полный пакет услуг скорбящего, включая общение с толпой и помощь людям в преодолении их горя. В конце концов, для этого и нужны похороны и поминки. Люди собирались для этого с тех пор, как появился первый умерший. Делитесь историями, плачьте, облегчайте душу. Я помогаю людям делать это. Вот почему я выбрал это ремесло”.
Читайте также
Последние новости