Технологии давно и прочно служат повышению качества жизни горожан. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин утвердил базовые требования благоустройства районов и стандарт отделки квартир по программе реновации.О том, во что сейчас превратились современные домофоны, и какую роль они играют в жизни москвичей мы поговорили с заместителем директора Ассоциации предприятий технических средств безопасности Андреем Каленовым.
фото: pixabay.com
- Чем современные домофоны отличаются от своих предшественников?
- Сегодня домофон стал настоящей высокотехнологичной станцией. Возьмем для примера функционал нашей новейшей системы «Хранитель»: в ней есть встроенная видеокамера и подключение к интернету, а это сразу дает широкие возможности удаленной диагностики домофонов и дистанционной разблокировки дверей, вызова экстренных служб, полиции, получения сигналов ГО и ЧС. Домофоном можно управлять на расстоянии, в том числе через сотовый телефон, что весьма удобно для инвалидов и лежачих больных. Также возможна функция определения параметров лица и многозадачное программирование доступа. И эти технологии постоянно развиваются. Сегодня уже сложно представить себе, что в ваш подъезд может, как раньше, запросто проникнуть кто-то чужой.
- И во сколько все эти удобства обходятся жителям?
- Власти Москвы установили три тарифных плана, выше которых брать нельзя. Это 64 рубля в месяц для тех квартир, где есть трубка связи с подъездным домофоном, 48 рублей без трубки или с электромагнитным кодовым замком и 27 рублей за механический замок. Услуга видеосвязи в эти суммы не входит и определяется отдельно каждой компанией. Две трети жителей платят за домофон через ЕПД, где он выделен отдельной строкой.
- Чем занимается ваша Ассоциация?
- Как и любая другая ассоциация, мы защищаем профессиональные интересы своих участников и при этом стараемся не забывать об основной цели - обеспечении безопасности наших жителей.
Сейчас предприятия, входящие в Ассоциацию, обслуживают запирающие устройства в более чем 25 тысяч подъездов, а это, к слову, около 30 % всего жилого фонда Москвы.
- Предлагаете ли вы жителям что-то новое или ограничиваетесь устоявшимся функционалом?
- Конечно, мы стараемся использовать все возможности для улучшения качества услуг. Вот уже 10 лет предприятия нашей Ассоциации проводят модернизацию домофонного оборудования за счет своих средств.
У нас есть собственные разработки, внедренные на объектах Москвы и уже проявившие себя как высоконадежное оборудование. Сейчас в пяти округах Москвы ведется пилотная отработка нашей системы контроля доступа, о которой мы уже говорили. Это проверенное в опытной эксплуатации и готовое к широкому внедрению техническое решение, с обширными возможностями оповещения жителей в экстренных ситуациях. Дело за стабильностью и прозрачными правилами игры на рынке, которые позволят компаниям инвестировать в дальнейшее обновление оборудования.
- Что у нас вообще происходит на рынке домофонов?
- Этот рынок очень неоднородный: от небольших ИП до таких колоссов, как ПАО «Ростелеком». С сентября 2016 года на рынке появилась нездоровая, на наш взгляд, тенденция: идет внедрение так называемого «единого поставщика» услуг по обслуживанию запирающих устройств.
Я считаю, что главная трудность для развития рынка – это недобросовестная конкуренция. Так, некоторые игроки пытаются «сращиваться» с управляющими компаниями, жилищными органами и как-то использовать этот ресурс для внедрения в рынок. Бывали случаи и прямой подделки протоколов. Но здесь выводы может сделать только суд или прокуратура.
В любом случае, подобные попытки конкурировать я не могу назвать добросовестными. Есть и технические проблемы, например, неустойчивость сигнала через GSM модуль. Из-за привязки домофонов к интернет-сетям мы сталкиваемся с коммерческими интересами провайдеров.
- А для чего кому-то вводить одного поставщика?
- Попытки монополизации в той или иной степени есть во всех сферах, не исключение и рынок домофонов. Сейчас на нем действует более сотни предприятий. На роль единого поставщика претендует компания «Город 77».
Подчинить рынок пытались и на уровне округов или районов, но в основном, это касалось коммерческих интересов. Видимо, есть мнение, что одним большим поставщиком легче управлять, чем сотней маленьких. Хотя в мире есть успешная практика профсоюзов, которые сами регулируют рынок и устанавливают требования, как, например, СРО для аудиторов и строителей. Пока регулирование этого рынка находится в зачаточном состоянии, хотя и мы и Общественная палата России не раз просили Департамент ЖКХиБ заняться совместно с предприятиями отрасли этой проблемой. Поэтому сейчас Ассоциация и начала работу в этом направлении. Мы понимаем и остро чувствуем тенденции рынка, его насущные задачи. Сейчас необходимо создание единого пространства, современного, технологичного, слаженного и отрегулированного рынка. Со своими стандартами, прозрачного и открытого для здоровой конкуренции, рынка в котором и услуги будут на самом высоком уровне, и его участники получат надежную защиту на нормативном уровне.
- Сейчас в прессе много пишут о настоящих «домофонных войнах». Действительно ли все так серьезно?
- Мы всегда открыты для диалога, но нам до сих пор не до конца понятна позиция по поводу внедрения единого поставщика домофонных услуг. Вроде бы логично, что если кто-то хочет сменить домофонную компанию, то он должен уведомить об этом старую, без этого платежи с одной компании на другую не переключались.
Но сейчас все чаще мы наблюдаем тенденцию использования общего собрания как инструмента для внедрения конкретной компании. Логичные вопросы: откуда появляются все эти названия в подписных листах, кто их предлагает? Пока они оставлены без ответа. Мне ясно одно, если действовать через структуры, которые имеют возможность инициировать общие собрания, то «конкурировать» становится легче в разы. На деле о действиях соответствующих учреждений районов мало кому известно. Где и когда пройдут собрания, на которых мы могли дать свои конкурентные предложения? Мы узнаем об этом лишь случайно. Жители могут потерять в оплате, так как зачастую те тарифы, которые есть у нас, даже ниже предлагаемых новыми поставщиками со скидкой. К тому же у нас уникальная кодовая система с ключами MF. У тех же, кто пытается зайти на интересный им рынок, таких технологий может и не оказаться, значит, они будут ставить свое оборудование и не факт, что это оборудование будет с ними совместимым.
- Какими методами сейчас ведется борьба за рынок? Вы упомянули о случаях недобросовестной конкуренции.
- Смотрите, переключить подъезд с одного поставщика на другого можно только через проведение общих собраний собственников. Единственный способ - это сразу замкнуть на себя весь район или округ. Понятно, что протоколы, которые так массово подписывают все жильцы, выбрав одну компанию, могут вызвать подозрение, и потребовать проверки.
Есть определенные моменты, которые явно указывают на незаконное использование ресурса. Например, мы столкнулись с тем, что лица представляются сотрудниками органов ЖКХ и пытаются провести очно/заочные собрания по 6 домов в день. Составляют протокол о том, что очное собрание не состоялось, и переводят его в заочную часть. Предполагается, что жители сами должны донести решения о выборе компаний. Что происходит на самом деле в учреждениях, мы не знаем. Знаем только о массе жалоб жителей на то, что они в собрании не участвовали или не голосовали. К протоколу в пакете должны прилагаться решения, подписанные каждым жителем отдельно. А вот в Жилинспекцию и МФЦ сдается лишь копия протокола. Она и является основанием для переключения. Выбор поставщика – это сложный процесс, и сделать его прозрачным для жителей и участников – тоже одна из задач Ассоциации.
- А как на все это реагируют жители города, общественные организации, правоохранительные органы?
- У нас есть заявления жителей из районов Выхино, Гольяново, Кунцево, Нижегородский, Солнцево и других, о том, что они вообще не участвовали в проведенных собраниях, или эти собрания не проводились. К чести правоохранительных органов, Прокуратура Москвы серьезно отнеслась к этой проблеме и начала проверку, направив обращения для проверки в окружные прокуратуры. На сегодня проверки не окончены, процесс только начался, правоохранители последовательно проверят протоколы, проведут опросы, сейчас идет сбор документов и их проверка.
Также недавно состоялось заседание круглого стола в Торгово-промышленной палате РФ по потенциалу сферы технических средств безопасности. Кроме обсуждения концепции развития технических средств безопасности, его участники единодушно высказались о недопущении случаев недобросовестной конкуренции, коррупции и использования различных ресурсов для передела рынка домофонов. Сходная резолюция по этому вопросу была и у Общественной палаты в сентябре 2016 и июне 2017гг.
Кроме того, мы обратились, и в Московское УФАС - непосредственный орган, который как раз и занимается вопросами конкуренции. На наш взгляд он сможет дать надлежащую правовую оценку происходящему. Если им будут выявлены какие-либо незаконные механизмы конкурентной борьбы, то это уже будет прямым основанием для проведения антимонопольных мероприятий на рынке. Посмотрим, какие выводы будут сделаны, на сегодня работа антимонопольной службы тоже еще не окончена из-за огромного массива документов, обращений жителей и самих поставщиков.
- А в чем, в двух словах, суть упомянутой вами Концепции?
- Эта Концепция определяет состав технических средств безопасности многоквартирных жилых домов, их функционал, порядок финансирования и свое место в концепции безопасности России. Ее параметры еще будут уточняться.
- Как добиться от оппонентов соблюдения правил игры?
- Мы надеемся, что власти Москвы, преуспевшие в благоустройстве улиц и дорог, обратят внимание на безопасность подъездов: поддержат решения ТПП, Общественной палаты, и приостановят переключение оплаты с одного предприятия на другое до выяснения всех обстоятельств, а также создадут комиссию при Правительстве Москвы по регулированию этой сферы.
- Какими вы видите оптимальные взаимоотношения участников рынка?
- Я думаю, важно собраться вместе и поговорить открыто о проблемах рынка. И чтобы в этом разговоре участвовали представители правительства Москвы, депутаты, СМИ, общественных организаций и жители. Наша позиция заключается в том, что нужен открытый диалог, с проблемой нужно разобраться, причем обсуждать ее следует цивилизованно и грамотно, юридическим языком, а не замалчивать. Сама она не решится и приведет только к эскалации конфликта между участниками.
- Назовите три главных фактора, необходимых любой компании для эффективной работы на рынке домофонов?
- Профессионализм, инвестиции, но самое главное - это доверие жителей. Идя «по головам», успешного бизнеса в такой деликатной сфере, как безопасность вашего домашнего очага, не построить.
Читайте также
Последние новости