В отличие от ВМС США, которые сделали ставку исключительно на атомные установки на своих подлодках, Россия сохраняет как атомный, так и дизель-электрический подводный флот. Дело в том, что поскольку эта сухопутная держава простирается на большей части евразийского континента, российские подводные лодки базируются гораздо ближе к потенциальной зоне выполнения боевых задач, чем американские. В то время как Россия располагает флотом атомных подводных лодок для патрулирования мирового океана, у нее имеется также более чем достаточно дизель-электрических субмарин для участия в конфликтах в Европе, на Ближнем Востоке и в странах российского ближнего зарубежья.
Основой дизель-электрического подводного флота России являются подводные лодки проекта 877 «Палтус» (в классификации НАТО – класс «Кило»). Усовершенственные лодки этого класса на самом деле обладают большей акустической скрытностью. Они строятся более или менее непрерывно уже на протяжении тридцати лет, что свидетельствует об их высокой эффективности.
Первоначально субмарины проекта 877 предназначались для военно-морских сил стран Варшавского договора. Они должны были заменить устаревшие лодки классов «Виски» и «Фокстрот». Длина лодки класса «Кило» составляет 72,5 метра, ширина – 9,75 метра, а водоизмещение – 3076 тонн. Экипаж включает всего двенадцать офицеров и сорок одного моряка рядового состава. Длительность автономного плавания, предусмотренная для этих лодок, составляет сорок пять суток.
Субмарина приводится в движение двумя дизель-генераторами и электрическим приводом, которые обеспечивают достаточную мощность, чтобы развивать скорость десять узлов на поверхности и семнадцать узлов под водой. Эти лодки не относятся к высокоскоростным, а дальность их действия составляет от 6,5 до 7,5 тысяч морских миль. Это означает, что выйдя с базы Северного флота России, они могут выполнять патрулирование на дистанции в тысячу морских миль, а затем отправиться в поход на Кубу.
Эти лодки не отличаются и большой глубиной погружения. Согласно справочнику «Военные флоты мира», лодки проекта 877 обычно ходят на глубинах до 240 метров, а максимальная глубина погружения составляет приблизительно 300 метров. Особенно эффективны они на мелководье, где пара туннельных гребных винтов, приводимых в движение низкоскоростными двигателями, вероятно, позволяет им работать вблизи морского дна.
При создании этих субмарин первостепенное внимание уделялось снижению уровня шума. Корпус имеет каплевидную форму, и он значительно снижает сопротивление воды по сравнению со старыми конструкциями подводных лодок времен Второй мировой войны. Силовая установка в этих субмаринах изолирована резиновой основой, поэтому она не касается корпуса, что предотвращает превращение вибраций двигателя в шум, который можно было бы услышать за пределами лодки. Кроме того, лодка имеет безэховое прорезиненное покрытие для подавления шума, исходящего от корпуса, что иногда придает этим субмаринам массивный внешний вид, легко узнаваемый на фотографиях. Система регенерации воздуха способна обеспечивать экипаж кислородом на протяжении 260 часов, что дает лодке возможность действовать без подъема на поверхность почти две недели.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-400 «Рубикон» (по классификации НАТО – Shark Gill, что означает «акульи жабры»), способным обнаруживать шумы низкочастотного диапазона, а также пассивным радиопеленгатором с антенной решеткой на корпусе. Также эти подлодки оснащены корабельной гидроакустической станцией миноискания МГ-519, позволяющей классифицировать цели и избегать столкновения с минами. Для обычной навигации в надводном положении и радиолокации окружающего пространства у субмарин класса «Кило» имеется РЛС МРК-50 «Альбатрос».
Наконец, подводные лодки класса «Кило» оснащены шестью торпедными аппаратами стандартного 533-миллиметрового диаметра, а кроме того, они изначально были сконструированы так, чтобы нести на борту восемнадцать противолодочных ракет комплекса «Вьюга» (по классификации НАТО – SS-N-15 Starfish). На новейших кораблях этого класса два торпедных аппарата способны запускать торпеды, управляемые по проводам. Еще одной уникальной особенностью лодок этого класса является специально оборудованная позиция место для матроса, вооруженного переносным зенитным ракетным комплексом «Игла».
Военно-морской флот Советского Союза располагал 24 подводными лодками класса «Кило», одиннадцать из которых до сих пор остаются на вооружении ВМФ России. Одна была продана Польше и до сих пор действует, а другая, доставшаяся Румынии, выведена из эксплуатации. Десять субмарин были проданы Индии. Из них девять по-прежнему несут службу, а на десятой произошел пожар, и она затонула в августе 2013 года. Иран обладает тремя такими лодками, а Аргентина – двумя. У Китая также были две субмарины, купленные вскоре после завершения холодной войны.
Эти подводные лодки были одними из первых боевых кораблей, которые российские судостроительные верфи начали строить после распада СССР. Улучшенная версия класса «Кило», известная как проект 636.3 «Варшавянка», была разработана для омоложения подводного флота России, а также для получения остро необходимой прибыли в твердой валюте от экспорта.
Лодка проекта 636.3 «Варшавянка» представляет собой сильно модернизированную модель класса «Кило». Размеры лодки, в сущности, не изменились, но изменилась форма носа, чтобы улучшить гидродинамические параметры. Она отличается повышенной акустической скрытностью благодаря дальнейшей изоляции оборудования, а также его перемещению в другие отсеки лодки, где оно производит меньше шума. Субмарина также обладает повышенной дальностью стрельбы, которая на 25 процентов превышает показатель предыдущих версий. В то же время, основные гидролокационные системы не претерпели особых изменений по сравнению с оригинальными моделями класса «Кило».
Одним из основных усовершенствований в лодках проекта 636.3 «Варшавянка» является возможность запуска крылатых ракет «Калибр» (по классификации НАТО – SS-N-27 «Sizzler), экспортная версия которых известна как Klub. Это универсальный класс ракет с версиями для поражения наземных целей, а также противокорабельных и противолодочных боевых действий. В декабре 2016 года подводная лодка «Ростов-на-Дону» выпустила ракеты «Калибр» для поражения наземных целей по объектам террористической группировки ДАИШ.
Одним из первых покупателей подводных лодок проекта 636.3 была Китайская Народная Республика, которая приобрела десять субмарин в девяностые годы. Они были, по всей видимости, разделены между Восточным и Южным флотами. Другим клиентом стал Алжир, купивший две модернизированные лодки «Варшавянка» в дополнение к своим двум оригинальным лодкам класса «Кило».
Вьетнам приобрел шесть подводных лодок проекта 636.3, пять из которых уже поставлены заказчику, в качестве ядра противодействия «бесполетным зонам», создаваемым его традиционным врагом, Китаем. Обе страны связывает долгая история взаимной враждебности, которую в настоящее время разжигает китайская нефтедобыча в оспариваемой исключительной экономической зоне и конфликтующие претензии в Южно-Китайском море. Вьетнам приобрел шесть подводных лодок за 1,8 миллиарда долларов, и это была очень выгодная сделка.
Наконец, сама Россия закупила шесть подводных лодок «Варшавянка», чтобы укрепить свой подводный флот. Последняя субмарина «Колпино» была спущена на воду в феврале нынешнего года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. «Колпино» будет служить на Черноморском флоте, где она сможет наносить ракетные удары по целям ДАИШ. Россия, по всей видимости, прекратила дальнейшие закупки лодок класса «Кило», стремясь перейти на более современный класс «Лада».
Класс «Кило» в целом оказался весьма успешным, причем как в техническом, так и в экспортном отношении. Эта подводная лодка, которая считалась чем-то второсортным для союзников СССР, в глазах НАТО стала настоящей легендой. За 33 года было создано 53 субмарины этого класса. Именно они обеспечивали российским судостроительным заводам жизненно важные заказы, позволяя удержаться на плаву в голодные годы после окончания холодной войны. В дополнение к недавним российским операциям против террористической группировки ДАИШ, вполне возможно, что, учитывая растущую напряженность в Южно-Китайском море, подлодки «Кило» можно будет увидеть в действии и в азиатских водах.
Читайте также
Последние новости