Обычно совместные заявления двух стран привязаны к конкретному событию, но в чрезвычайных обстоятельствах, особенно если речь идет о великих державах, они могут принимать эпохальный характер и рассматриваться как дипломатический акт, отражающий то, что немцы называют zeitgeist (дух времени), то есть атмосферу определенного периода истории, и существенно влияющий на геополитический баланс сил. Это особенно справедливо в отношении великих держав, имеющих давние традиции в области дипломатии, и оставивших глубокий след в истории.
Безусловно, к таким эпохальным событиям относится совместное заявление, опубликованное после визита Государственного советника и министра иностранных дел КНР Ван И в Москву, который прошел 10-11 сентября. Этот визит был связан со встречей на уровне министров иностранных дел Шанхайской организации. Двусторонняя встреча между Ван И и его российским коллегой Сергеем Лавровым состоялась в самом конце визита, 11 сентября, но с точки зрения международной безопасности и мирового порядка ее следует выделить как знаковое событие, поворотный пункт в эволюции российско-китайского сближения.
В документе, опубликованном по итогам визита, внимание акцентируется на ключевых аспектах китайско-российского партнерства и взаимных интересах двух держав, а также на постоянно меняющемся глобальном геополитическом контексте. Это совместное заявление скорее следовало бы назвать китайско-российской декларацией по текущей международной обстановке и ключевым проблемам, касающимся прежде всего глобальной политической стабильности и перспектив восстановления мировой экономики.
Текст этой декларации свидетельствует о том, что в китайско-российском партнерстве и стратегическом сотрудничестве наступает качественно новый этап, который уже вывел двусторонние отношения на беспрецедентный в истории уровень.
Очевидно, что совместное российско-китайское заявление от 11 сентября – это результат переговоров, публичный документ в области двусторонних отношений, отражающий не только политическую идеологию обеих сторон, но и их «общее видение», а также рекомендации по совместному поиску решений для общих проблем. В документе говорится о мире, который «проходит стадию глубокой трансформации. Уровень турбулентности растет… Эпидемия коронавируса стала самой серьезной глобальной проблемой для мирного времени».
Двенадцать основных направлений развития партнерства, обозначенных в тексте заявления, в сущности, отражают внешнеполитические цели России и Китая. Эти двенадцать пунктов включают, во-первых, кампанию разжигания ненависти, инициированную Великобританией и Соединенными Штатами, которая вскоре была подхвачена рядом других стран, (включая целый хор голосов в Индии). Речь идет о попытке возложить непосредственную вину за пандемию Covid-19, или «уханський вирус», на Китай, где была зафиксирована первая вспышка заболевания. На Пекин возлагается ответственность за якобы невыполнение международного обязательства делиться информацией с мировым сообществом.
«Политизация» пандемии не получила широкой поддержки в международном сообществе, причем даже в самой Америке, но США и их ближайшие англосаксонские союзники использовали ее как рычаг для очернения Китая, вмешательства в его внутренние дела и проведения необоснованных атак против китайской политической системы.
В документе от 11 сентября подчеркивается, что Москва полностью стоит на стороне Пекина, призывая правительства других государств, общественные организации, СМИ и деловые круги способствовать развитию сотрудничества и совместно противостоять распространению ложной информации, прекратить политизацию пандемии коронавируса, а вместо этого объединить усилия для преодоления ее последствий и совместного реагирования на различные вызовы и угрозы.
Несомненно, большим удовлетворением и утешением для Пекина на данном этапе является тот факт, что Москва не только сигнализирует о высоком уровне китайско-российского альянса, но и выражает свою твердую солидарность в вопросе, представляющем особенную чувствительность для китайского руководства.
Обе страны подчеркнули, что настаивают на координирующей роли Всемирной организации здравоохранения в международных усилиях по борьбе с эпидемиями, углублению международного сотрудничества в этой области, а также по надзору за ускоренной разработкой лекарств и вакцин.
Читайте также
Последние новости