Хотя говорить о существовании «оси» Россия-Китай-Пакистан слишком преждевременно, растущее сближение между этими тремя странами это значительное геополитическое событие, особенно с учётом возможного создания блоков держав на фоне растущего стратегического соперничества между США и Китаем.
Это сближение, скорее всего, будет разыгрываться в Индо-Тихоокеанском регионе – эпицентре американо-китайской конкуренции. Переименование Азиатско-Тихоокеанского региона в Индо-Тихоокеанский это результат сближения стран, входящих в блок QUAD – Индии, США, Японии и Австралии.
Общее видение региона с точки зрения этих стран – «свободный, открытый, инклюзивный, богатый, приверженный демократическим ценностям», как заявлено в пресс-релизе по итогам первого саммита QUAD.
Китай открыто выступает против этого «четырёхстороннего механизма», поскольку это данный блок придерживается «менталитета холодной войны». И Россия, и Пакистан продемонстрировали свой «прокитайский» уклон в своём отношении к QUAD, хотя российское видение региона в целом более сложное.
Что касается Пакистана, то укрепляющиеся отношения Индии и США в сфере обороны и заявленная Америкой приверженность укреплению потенциала Индии в противодействии Китаю ещё больше обострили отношения между Исламабадом и Вашингтоном.
Рассматривая американский проект «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» как угрозу, Пакистан стремится углубить сотрудничество в сфере безопасности с Россией и Китаем, в том числе участвуя в совместных военно-морских маневрах в Индийском океане.
Пакистанский фрегат примет участие в военно-морских учениях «Арабский муссон» совместно с российскими кораблями, а до этого корабли обеих стран участвовали в совместных многонациональных учениях Aman-2021, с участием Китая и ещё 45 стран.
Всё это происходит в то время, когда Пакистан и Россия сближаются всё больше, ведя переговоры по политическому урегулированию в Афганистане, в то время как трещины в стратегическом треугольнике «Россия-Индия-Китай» расширяются.
Помимо неприятия QUAD, есть и другие области, где стратегические цели России, Китая и Пакистана стран совпадают. Несмотря на то, что китайский проект Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) позиционируется как чисто экономический, мало кто будет отрицать серьёзные геополитические последствия, который он будет иметь для всего региона.
Пакистанский порт Гвадар, переданный в 2013 г. китайцам на 40 лет, даёт Пекину прямой доступ через Арабское море к Индийскому океану. Это даст Китаю возможность создаьб действенный противовес военно-морскому потенциалу США и Индии в регионе.
В 2016 г. СМИ Пакистана говорили о намерении России присоединиться к КПЭК, однако Кремль это опроверг, но подчеркнул, что «твёрдо его поддерживает» и намерен связать собственный проект ЕАЭС с КПЭК. Эксперты считают, что «единственным объяснением» отказа России от участия в КПЭК является «уважение к чувствительности Индии». Однако с учётом укрепляющихся связей между Исламабадом и Кремлём, примером чего может служить недавний визит С.Лаврова в Пакистан, возникают сомнения, сможет ли Индия и дальше удерживать Россию от участия в КПЭК.
Растущее присутствие России и Китая в богатом ресурсами регионе Западного Индийского океана может стать фактором, который изменит расстановку сил в геополитическом противостоянии в регионе.
Россия пришла сюда с запозданием, но серьёзно усилила своё присутствие в регионе, заключив договор на 25 лет с Суданом по созданию военно-морской базы, где будут базироваться 4 корабля российских ВМС и до 300 военнослужащих
Китай, который уже глубоко проник в регион Индийского океана, укрепляя военно-морские связи со странами Восточной Африки, независимо развивает военно-морское сотрудничество как с Россией, так и с Пакистаном.
Именно на этом фоне Иран, Россия и Китай в 2019 г. провели первые совместные военно-морские учения в северной части Индийского океана, на которые Иран пригласил и корабли ВМФ Пакистана.
Совместные учения совместных военно-морских учений Китая и Пакистана, проведённые в этом году (Sea Guardians 2020) отражают растущую сложность и масштаб сотрудничества обеих стран в этой сфере.
Наверное, самым сильным связующим звеном между Россией, Китаем и Пакистаном является общее неприятие «западной концепции» «порядка, основанного на правилах».
Против «порядка, основанного на правилах», Китай и Россия параллельно выдвигают концепцию мирового порядка, где центральная роль принадлежит ООН.
Страны QUAD сотрудничают, чтобы защитить порядок в регионе, который в значительной степени был создан Соединенными Штатами, от конкурентов, а именно от Китая.
Критика Китаем намерений Запада в регионе и представление им QUAD как «Индо-Тихоокеанского НАТО» вполне совпадают с интересами России.
Растущий разрыв в отношениях США и Пакистана идёт параллельно с растущим сближением США и Индии, что фактически подтолкнуло Пакистан к Китаю и России, сблизив эти три страны на общей почве критики того, что они считают «гегемонией
В нынешнюю эпоху стратегической неопределённости углубляющиеся отношения между Россией, Пакистаном и Китаем это главная проблема для стран QUAD.
Один из первых шагов, который должен сделать QUAD – это убедить других игроков, особенно страны ЮВА в том, что он на самом деле не является «Азиатским НАТО».
Читайте также
Последние новости