Вообразите, что Китай – это «Титаник», а долг местных властей, достигший 5,78 триллионов долларов – гигантский айсберг, притаившийся в море экономической неопределенности. А теперь рассмотрим возможные эффекты их столкновения.
В докладе, опубликованном одним из рейтинговых агентств, входящих в так называемую большую тройку, S&P Global, нарисована яркая картина надвигающейся финансовой катастрофы во второй крупнейшей экономике мира. S&P Global предупреждает, что «забалансовые заимствования» местных органов власти в Китае, возможно, достигли рекордно высокого уровня – 5,78 триллионов долларов.
«Точные данные в отношении объема забалансовых заимствований местных органов власти отсутствуют, но этот показатель, возможно, достиг столь высокого уровня как 40 триллионов юаней, – говорится в докладе S&P Global Ratings, опубликованном во вторник. – Это долговой айсберг с гигантскими кредитными рисками».
Большая часть «неучтенного» долга скрывается в так называемых «финансовых инструментах местных органов власти» LGFV, которые были созданы государственными компаниями для сбора средств с целью финансирования масштабных инфраструктурных программ и программ развития.
Обычно подобного рода «забалансовые заимствования» осуществляются вне обычных каналов центрального правительства, что в последнее время встревожило официальный Пекин, который намерен решительно бороться с ростом задолженности.
В прошлом месяце Лю Шицзинь, член Комитета по денежно-кредитной политике Народного банка Китая, предупредил, что дополнительные объемы инвестиций в проекты по развитию инфраструктуры и недвижимости не могут считаться долгосрочным ответом на проблему китайской задолженности.
Вследствие охлаждения экономики, вновь выросли отчисления на развитие крупных автомобильных и железнодорожных магистралей, а также жилищного строительства. «Хотя инвестиции в строительство дорог и жилья могут сыграть определенную роль в предотвращении резкого падения темпов экономического роста, их значение как фактора долгосрочного стимулирования экономической экспансии заметно ослабло», – сказал Лю, и добавил, что это лишь усугубит проблему сокращения доли заемных средств в китайской экономике.
Его комментарии не прошли незамеченными для Высшего Государственного Совета. Де-факто, правительство президента Си Цзиньпина сделало рост задолженности в корпоративном секторе и в местных органах власти одним из своих приоритетов.
Естественно, среди прочего речь идет и о скрытых рисках, не подлежащих учету, которые накапливаются на протяжении почти двух десятилетий.
По данным Министерства финансов, к концу апреля официальная годовая задолженность превысила 16,61 триллиона юаней. В отчете S&P фигурирует цифра, превышающая официальные данные более чем вдвое.
«Должностные лица местных органов власти абсолютно не озабочены по поводу возврата долгов. Единственное, чего они опасаются – что никто не станет предоставлять им новые кредиты, – сказал в начале нынешнего года заместитель главы комитета по финансовым и экономическим вопросам Всекитайского собрания народных представителей Инь Чжуцин. – Отчасти это обусловлено тем, что местные власти являются элементом централизованной власти, который обязательно в конечном итоге получит поддержку».
В течение последних двенадцати месяцев в Китае были введены более жесткие правила, но долговая зависимость сохраняется, и это ведет к сокращению расходов на здравоохранение, социальное обеспечение и благосостояние, а также на решение проблем охраны окружающей среды.
Во всяком случае, Пекин находится на верном пути, отметили эксперты агентства S&P, несмотря на борьбу с последствиями торговой войны с Соединенными Штатами и вялой экономикой.
«Устранение финансовых рисков, включая скрытую задолженность местных властей, является одним из трех основных приоритетов высшего руководства страны», – говорится в докладе рейтингового агентства.
По мере того как Китай неумолимо приближается к огромному долговому айсбергу, изменение курса становится решающим фактором для удержания местных властей на плаву.
Читайте также
Последние новости