Настоящей сенсацией стало сообщение о предстоящем событии, которое может стать «большим скачком» для китайского военно-морского флота и позволить Китаю на равных соперничать с Соединенными Штатами в открытом море. Стремясь оспорить американское превосходство, Пекин планирует построить четыре атомных авианосца, которые, как ожидается, будут введены в эксплуатацию к 2035 году.
На данный момент Китай обладает единственной авианосной группой, принятой на вооружение ВМС НОАК в 2012 году, и еще один отечественный авианосец в настоящее время проходит морские испытания. Таким образом, если эти планы удастся реализовать, через 16 лет Китай будет располагать шестью авианосными ударными группами.
Для сравнения, ВМС США располагает одиннадцатью атомными авианосцами и девятью десантными кораблями, которые также можно считать небольшими авианосцами. Предполагаемый быстрый рост военно-морского потенциала Пекина позволит ему опередить всех конкурентов, за исключением США, поскольку на сегодняшний день ни в одной стране мира число авианосцев не превышает двух.
В настоящее время единственным неамериканским атомным авианосцем является французский «Шарль де Голль». Впрочем, известно также о планах Индии построить такой корабль, а кроме того, Россия, как сообщается, находится на этапе исследований.
Подпись к изображению: Китайский авианосец «Ляонин»
В своем недавнем сообщении о масштабном долгосрочном стратегическом плане Народно-освободительной армии Китая, гонконгская газета South China Morning Post (SCMP) ссылается на многочисленных китайских военных экспертов, часть из которых тесно связана с НОАК.
В прошлом месяце НОАК объявила о серьезных реформах, которые призваны превратить ее в современную боевую силу. Речь идет об отказе от приоритета и чрезмерной численности личного состава наземных войск, которые определяли военную мощь страны на протяжении большей части XX века после Второй мировой войны, и одновременном усилении военно-морского флота и военно-воздушных сил, а также новых стратегических войск, сосредоточенных на отражении высокотехнологичных угроз, таких как кибервойна.
Прежде всего, ожидается, что все будущие китайские авианосцы будут оснащены электромагнитными катапультами, которые считаются новейшим достижением американских ВМС. Вот что об этом говорится в сообщении SCMP: «Эксперты заявили, что все новые авианосцы в Китае будут оснащены электромагнитными катапультами, аналогичными тем, которые используются Соединенными Штатами. Американская электромагнитная система запуска самолетов, известная как EMALS, способна выводить в воздух большее количество самолетов за менее продолжительное время, чем устаревшие дизельные системы.
Эти планы – часть мощного прорыва вперед, который, как заявил SCMP отставной офицер НОАК по имени Ван Юньфэй, призван «сократить разрыв между военным потенциалом Китая и США на море». «Наша страна должна продолжать развиваться до тех пор, пока она н е достигнет того же уровня, что и Соединенные Штаты», – сказал он.
Несмотря на прогнозы многих экспертов, согласно которым нынешнее замедление экономического роста в Китае на фоне продолжающейся и непредсказуемой торговой войны с США может временно замедлить или даже приостановить амбициозные планы, китайские аналитики отмечают, что военное командование обещает ни при каких обстоятельствах не допустить сокращения потока инвестиций в военно-морские оборонные проекты.
«Даже если экономический спад даст о себе знать, мы можем скорректировать пропорции общих военных расходов, чтобы обеспечить продолжение модернизации флота, – сказал Ван Юньфэй. – Например, мы можем сократить количество новых танков».
«Бюджет на военную модернизацию не будет сокращен даже в том случае, если Пекин решит использовать силу для воссоединения Тайваня, – продолжил военный аналитик. – Если начнет осуществляться военный сценарий, Пекин может сократить расходы на такие направления как развитие инфраструктуры, но при этом увеличить военные расходы». Ван Юньфэй далее сказал, что китайские инженеры интенсивно разрабатывают палубный истребитель следующего поколения для новых авианосцев, еще один истребитель-невидимку в дополнение к существующей модели Chengdu J-20.
Планы по созданию авианосцев связаны с недавним приказом президента Си Цзиньпина о том, что НОАК должна быть модернизирована в самые сжатые сроки, уже к 2035 году, а к 2050 году она должна быть способна наравне конкурировать с крупнейшими мировыми военными державами. Об том рассказал другой военный эксперт из Китая, Сун Чжунпин, который признал, что этот «большой скачок» призван оспорить нынешнее явное превосходство военно-морских сил США.
Однако, он предупредил, что «ключевым недостатком» является отсутствие у Китая реального боевого опыта на море. «Технологии создания авианосцев в Китае и соответствующей палубной авиации будут разрабатываться исходя из задачи – не уступать аналогичным поколениям американских аналогов, но производство новых вооружений и военной техники – это лишь часть общей картины», – сказал он.
Сун Чжунпин также заявил корреспонденту SCMP: «Стандарты подготовки экипажей военных кораблей остаются ключевым недостатком ВМС НОАК, поскольку китайские военные моряки не имеют такого реального боевого опыта, как американцы».
Однако, несмотря на все упомянутые проблемы, столь значительное укрепление боевой мощи ВМС НОАК, как поступление на вооружение четырех новых ядерных авианосцев, наверняка вызовет тревогу в американских военных стратегов. Ядерные авианосцы, способные перемещаться в любую точку мира, если позволяет глубина воды, а также совершать долгие переходы без дозаправки – огромное военно-морское преимущество.
В связи с тем, что китайская армия, согласно многим сообщениям, отодвигает приоритеты обороны на второй план, ожидается, что Пекин продолжит трансформацию своих вооруженных сил, переходя от простой оборонительной стратегии, в центре которой – защита собственной территории.
Новыми приоритетами будут создание угроз в воздухе и море, преимущественно в спорных водах, таких как Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря. Кроме того, ВМС НОАК будут призваны выполнять задачи по защите китайских интересов в разных регионах мира, возникающие по мере развития инициативы «Один пояс, один путь».
Читайте также
Последние новости