Недоверие к Соединенным Штатам ведет к тому, что в конечном итоге следует ожидать появления альтернативных глобальных платежных систем.
Россия и Китай, в частности, договорились о сотрудничестве в разработке общей финансовой инфраструктуры, чтобы дальнейшему углублению их всесторонних экономических связей не могло помешать давление со стороны третьих стран. Этот шаг поможет обеим странам снизить угрозу, обусловленную юрисдикцией правительства США в отношении нерезидентов, фундамент которой составляет система межбанковских платежей SWIFT, номинированная в долларах.
Советник президента Путина по вопросам внешней политики Юрий Ушаков недавно заявил, что обе страны намерены и впредь расширять использование своих национальных валют во взаиморасчетах а также наращивать масштабы сотрудничества, которое обеспечит российским и китайским инвесторам доступ к фондовым рынкам. При этом Ушаков подчеркнул, что «особое внимание уделяется активизации усилий по формированию независимой финансовой инфраструктуре для обслуживания торговых операций между Россией и Китаем. Мы намерены создать такую систему взаиморасчетов, которая будет защищена от влияния третьих стран».
По мнению директора Центра российских и центральноазиатских исследований Шанхайского института международных отношений Ли Синя, этот шаг является реакцией России на угрозы ее отключения от базирующейся в Брюсселе межбанковской платежной системы SWIFT, звучащие со стороны США и их западных союзников.
Ли Синь заявил, что до тех пор, пока большинство двусторонних расчетов между Китаем и Россией будет осуществляться в долларах США через систему SWIFT, Соединенные Штаты смогут в любой момент заблокировать ту или иную транзакцию или полностью перекрыть для этих двух стран доступ к системе международных торговых расчетов.
«Именно поэтому Китаю и России необходимо создать свои собственные системы обмена финансовой информацией, чтобы защитить себя от американской политики сдерживания», – сказал Ли.
Как у Китая, так и у России имеются независимые программы решения этой проблемы, которые находятся на различных стадиях реализации. Китай в 2015 году запустил свою Трансграничную межбанковскую платежную систему (CIPS), независимую клиринговую систему, в которой в качестве валюты котировки используется китайский юань. Аналогичным образом, Россия разрабатывает собственную Систему передачи финансовых сообщений (СФПС).
Обе системы в настоящее время являются вполне работоспособными и нормально функционируют, что позволяет относительно легко построить независимую российско-китайскую финансовую систему путем их объединения. Следующим шагом должно стать определение того, какая национальная валюта, рубль или юань, будет использована в качестве базовой валюты котировки.
Как только такая совместная финансовая система будет запущена, она, по всей вероятности, будет пользоваться большой популярностью у других стран, которые хотят сотрудничать с Россией, но «поражены в гражданских правах» односторонним решением Вашингтона. Прежде всего, речь идет, разумеется, об Иране, который недавно подписал торговые соглашения с Китаем и Россией, а также имеет долгосрочные планы развития сотрудничества с обеими евразийскими державами.
Кроме того, как Китай, так и Россия ведут переговоры о внедрении криптовалют и других платежных механизмов, не связанных с системой SWIFT, с членами группы БРИКС и странами ЕАЭС, хотя здесь имеются некоторые технические и политические препятствия, которые все еще требуют решения.
Читайте также
Последние новости