Следующая новость
Предыдущая новость

Китай готовится под руководством Компартии к прорыву в сфере виртуальной реальности

14.11.2018 17:37
Китай готовится под руководством Компартии к прорыву в сфере виртуальной реальности

Хотя виртуальные технологии в Китае находятся в зачаточном состоянии, и отсутствует четкая государственная политика поддержки частных разработчиков, страна готовится к прорыву в этой сфере.

Подпись к изображению: Посетитель в очках виртуальной реальности на 1-й Китайской международной выставке импортных товаров в Шанхае

Как сообщается, китайский интернет-гигант Tencent «серьезно рассматривает» вопрос внедрения технологий виртуальной реальности в свое «универсальное приложение» WeChat, хотя подробности пока неизвестны.

Заявление, сделанное основателем Tencent Ма Хуатэном (известным как Пони Ma) в день открытия Международной конференции по управлению интернетом в Учжэне в среду, имеет большое значение, поскольку на WeChat ориентируется вся китайская интернет-сфера. Согласно порталу Statista, приложением WeChat от компании Tencent во втором квартале 2018 ежемесячно пользовались более миллиарда человек.

В сфере виртуальной реальности Tencent впервые заявил о себе в конце 2015 года, выпустив MiniStation — игровую консоль на базе Android. Приложение позволяет пользователям подключаться к мониторам компьютеров и телеэкранам при помощи кабеля HDMI или играть непосредственно на телефонах на базе Android.

Компания идет по стопам американского проекта Oculus VR, первопроходца и популяризатора виртуальных игр, годом ранее представившего гарнитуру Oculus Rift.

Но виртуальная реальность не ограничивается тем, что показано в фильме Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться», где по сюжету устройства виртуальной реальности пришли на смену смартфонам. Разработчики в Китае, также как и в Японии, США и других странах, основное внимание уделяют дополненной реальности, а также смешанной реальности.

Говоря подробнее, дополненная реальность предполагает привнесение цифровых объектов, например, в видеокамеру смартфона. Эта технология, например, использовалась в игре Pokemon Go, ставшей всемирной сенсацией. Виртуальная реальность обособлена от реального мира, и пользователь попадает в полностью изолированный «другой мир», в то время как технологии «смешанной реальности» позволяют комбинировать «другой мир» с реальным. В Институте Франклина лучшим образцом технологий «смешанной реальности» считают HoloLens от Microsoft – виртуальные очки, возможности которых, по заверениям Microsoft, практически неограниченны.

Ставки в этой игре высоки. 2016 год оказался годом больших крушений: согласно данным СМИ, 90 процентов китайских стартапов в сфере виртуальной и добавленной реальности сделали неверный ход, оказавшись в результате вынужденными закрыться или объявить о банкротстве. Но, похоже, Китай удваивает ставки.

В апреле состоялось открытие первого в Китае виртуального тематического парка «Азиатская долина научной фантастики» в Гуйяне в провинции Гуйчжоу. Инвестиции в создание парка составили 500 миллионов долларов.

Кому-то это покажется странным, но необходимо учесть, что Коммунистическая партия Китая — и лично председатель Си Цзиньпинь — проявляет большой интерес к технологиям виртуальной и добавленной реальности. Когда партия чем-то интересуется и выделяет на это субсидии, начинают происходить диковинные вещи.

Например, китайское правительство уже испытывает на практике некоторые приложения виртуальной реальности. В частности, как сообщает Радио Свободная Азия, испытывается виртуальная система, тестирующая членов КПК на предмет лояльности. Испытания проводятся в Партийном образовательном центре в северо-восточной провинции Шаньдун. Детали не уточняются, но «идеологически ориентированные виртуальные игры» предположительно экзаменуют членов партии на знание основ «Китайской мечты» — курса развития Китая, предложенного председателем Си.

В целом, поддержка исследований в области виртуальной и добавленной реальности со стороны государства стремительно растет. Развитию этой сферы уделяется значительное внимание в пятилетнем плане на 2016-2020 годы. Финансирование программы “Made in China 2025”, ключевым пунктом которой является поддержка национальных технологий, согласно озвученным данным, скорее всего превысит 1,5 миллиарда долларов.

Venture Beat утверждает: «Регулярно проводятся общенациональные конкурсы. Целый ряд высокопоставленных лиц, в том числе из Госсовета, Министерства промышленности и информации, Министерства науки и технологии и Министерства образования, заинтересованы в этом и щедро предоставляют субсидии, бонусные программы и гранты».

Как бы то ни было, основной движущей силой этого прорыва в будущее является именно частный сектор. Возможно, этим и объясняются многократные призывы поддерживать его, недавно прозвучавшие из уст председателя Си. Как сообщают государственные СМИ, неделю назад на встрече с частными предпринимателями Си Цзиньпинь заявил: «Все частные компании и частные предприниматели должны ощущать полноценную поддержку и прилагать все свои силы к развитию. Частные фирмы и предприниматели — члены нашей семьи».

В другом выступлении, озвученном в китайских государственных СМИ, Си Цзиньпинь подчеркнул, что партия намерена «неукоснительно» поощрять, поддерживать, направлять и защищать процесс развития негосударственного сектора.

Подобные заявления звучат в равной степени и вдохновляюще, и тревожно. Что именно подразумевается, например, под обещанием «направлять» частный сектор? Это вопрос, над которым стоит, по крайней мере, призадуматься, с учетом того факта, что все частные компании Китая по закону обязаны иметь партячейку.

Как заявил Reuters в прошлом году один обеспокоенный иностранец, владеющий бизнесом в Китае, «поскольку партии принадлежит власть, у нее есть и права».

Однако частный сектор продолжает развиваться, зачастую получая финансовую поддержку от государства. Большинство стартапов и компаний, занимающихся разработкой технологий виртуальной и дополненной реальности, неизвестны за пределами Китая.

Примером такой компании является VIVEDU – ответвление тайваньской HTC VIVE, специализирующееся на онлайн-образовании. Она ориентирована на китайский рынок и сотрудничает с центрами высоких технологий южно-китайского города Шэньчжень. VIVEDU разработала проект в сфере виртуального образования, позволяющий студентам из любой точки планеты собираться и проходить обучение в виртуальном классе.

Сферой, в которой потребность в технологиях виртуальной реальности еще более очевидна, является здравоохранение для жителей труднодоступных районов и промышленный дизайн — отрасли, которым Китай уделяет большое внимание, начиная с 1995 года. Это подтвердил Вэнь Дуньдун, доцент из Центра исследований в области ортоэлектроники, информационных технологий и цветового дизайна при Пекинском технологическом институте в своем интервью Daily Telegraph в 2015.

Тем временем, по мнению Анники Штайбер, руководителя дислоцированной в США фирмы, занимающейся консалтингом в сфере технологий, «простые китайцы, похоже, все сильнее влюбляются в виртуальную реальность. В разных городах страны существует уже более 3000 игровых комнат. Многие из них размещены в торговых центрах, привлекая посетителей и создавая конкуренцию торговым павильонам».

Активные разработки виртуальных технологий, возможно, нацелены на формирование так называемых «больших данных». Однако если учитывать, что 98% китайцев, согласно Statista, на своих мобильных устройствах пользуются обособленным национальным «интранетом», а услуги им предоставляют компании, в каждой из которых существует партийная ячейка КПК, похоже, все «большие данные», которые нужны Китаю, у него уже есть. Существует, правда, одно «но»: уровень обеспеченности доступом к интернету в Китае остается относительно низким (примерно 57%). Поэтому реальной задачей Китая является дальнейшее повышение уровня жизни граждан и расширение зон покрытия мобильного интернета.

Следует добавить, что наиболее амбициозные заявления, звучащие от руководителей трех важнейших китайских игроков в сфере интернета — Baidu, Alibaba и Tencent, совокупно именуемых аббревиатурой ВАТ — иногда основаны на еще более дерзких прогнозах о грядущей «революции пятого поколения» (5G). Бесчисленные технические тонкости глобального перехода от 4G к 5G подробно описаны (говоря коротко, не ждите чудес и не ведитесь на хайп) в статье, озаглавленной «5G становится реальностью» в журнале “PC”.

Другими словами, когда глава Tencent Пони Ма, говоря о виртуальной реальности и смартфонах, заявляет: «Я слышал, что пилотный 5G-сервис China Telecom поддерживает скорость загрузки 1,7 гигабит в секунду — быстрее, чем оптическое волокно», он из осторожности не раскрывает деталей. Пилотные испытания 5G и распространение этой технологии в масштабах страны (которое вряд ли является делом ближайшего будущего) — это две разные вещи.

Стоит также добавить, что подобные пилотные испытания сейчас проводятся на очень коротких расстояниях (обычно не более километра), и это не может дать никакой информации о задержке. Какова будет скорость 5G на значительных расстояниях — это остается вопросом.

Более того, как заявил Asia Times один аналитик сферы технологий из Тайбэя, «потребовалось 8 лет (приблизительно с 2007 по 2015), чтобы 4G из демо-версий и темы для хайпа вырос во что-то, доступное для широкого использования — с доступными ручными устройствами и покрытием более 50% в большинстве стран».

В общем, разработки виртуальных технологий, как и 5G, пока находятся в зачаточной стадии, и, согласно многочисленным публикациям на эту тему, США и Япония опережают Китай в темпах разработок. Но слишком рано предсказывать, будут ли «победители и проигравшие» в этой глобальной гонке за виртуальным будущим.

Источник

Последние новости