Народно-освободительная армия Китая (НОАК) два года назад создала Силы стратегической поддержки (ССП), которые занимаются шпионажем и ведением боевых действий в киберпространстве и космосе, но до сих пор о структуре и задачах этих войск нет детальной информации.
Деятельность ССП засекречена. Между тем, решение правительства Китая объединить 4 или 5 военных ведомств в единую структуру, которая выступает на одном уровне с ВВС и флотом, говорит о том, что Китай относится к некинетической войне крайне серьёзно.
В Китае некинетическое оружие считают «козырем», и ССП позволят традиционно слабым ядерным войскам и армии Китая одолеть могучего врага, а именно – армию США.
ССП олицетворяют собой структуру, которая объединяет важные с точки зрения Китая стратегические возможности – превосходство в космосе, киберпространстве, в сфере электроники, информации и разведки. ССП напрямую подчиняются Военному совету ЦК КПК, а не генштабу НОАК.
Неизвестно, как соотносятся ССП и региональные командования НОАК, и какая роль им достанется в случае конфликта.
По мнению специалистов Центра новой американской безопасности (ЦНАБ), Китай с помощью ССП сможет активнее использовать военные высокие технологии – от искусственного интеллекта до передового оружия – в сфере киберпространства и электронной борьбы. В отчёте ЦНАБ сказано: «Силы стратегической поддержки НОАК призваны повысить боеспособность Китая в киберпространстве, а исследования в области “больших данных” и машинного обучения помогут Китаю обрести преимущество в будущем».
Исследователи из Университета информационных технологий, которые сотрудничают с ССП, используют искусственный интеллект для защиты от массовых кибератак с помощью сопоставления с образцом, статистического анализа и машинного обучения.
Специалисты используют искусственный интеллект и машинное обучение в «когнитивной электронной борьбе» – это способность авиации и других систем вооружений при входе зону боевых действий быстро распознать все электронные угрозы и защититься от них.
НОАК также финансирует глубинное обучение, которое позволит военным эффективно и оперативно отслеживать радиотехнические сигналы.
Большинство аналитиков, наблюдающих за ростом военной мощи Китая, обычно упоминают ССП и предупреждают, что об этих войсках известно мало.
Наиболее подробная информация об ССП была представлена в ежегодном отчёте комиссии по вопросам оценки экономических и военных отношений США и Китая.
Сообщается, что с момента своего появления в декабре 2015 года ССП начали проводить операции НОАК в киберспространстве и в космосе, а также в сфере электроники и информации.
В ССП вошли служба радио- и радиотехнической разведки (Третий департамент генерального штаба НОАК) и служба радиоэлектронной борьбы (Четвёртый департамент генерального штаба НОАК).
Согласно отчёту, служба военной разведки (печально известный Второй департамент генерального штаба НОАК) также стала частью ССП.
Военная разведка собирает данные и анализирует спецоперации, осуществляет визуальную разведку и занимается военной разведкой, которая крайне важна для армии Китая. В результате реформ 2015 года генеральный штаб был реорганизован.
ССП занимаются военной разведкой и наблюдением, сотрудничая со всеми видами ВС Китая, и дополнительно ведут «информационную» войну.
По данным американской разведки, Второй и Третий департаменты генерального штаба НОАК причастны к кибератакам на правительственные учреждения и компании. В мае 2014 года Министерство юстиции США предъявило обвинение пяти хакерам НОАК, связанным с Третьим департаментом. Кроме того, ССП участвуют в разработке передового оружия НОАК, среди которого и направленное энергетическое оружие.
В кибервойне ССП будут проводить наступательные, оборонительные и разведывательные операции, вмешиваясь в работу сетей проитвника.
В отчёте указано, что по данным двух аналитиков из Пентагона, в войне в космосе ССП будут осуществлять действия по инженерному обеспечению и проводить наступательные операции. Поддержка заключается в обеспечении связи, помощи в позиционировании, навигации и соблюдении регламента времени. ССП также займутся космической разведкой и наблюдением, будут наблюдать за запуском баллистических ракет и космических кораблей и вести контроль над окружающей средой.
К наступательным возможностям ССП следует отнести использование противоспутниковых ракет трёх типов и направленное энергетическое оружие наземного базирования. У НОАК есть спутники, способные приблизиться к вражеским спутникам и нанести им повреждения. Китай провёл шесть испытаний подобных спутников.
Главная задача ССП схожа с концепцией ограничения и воспрещения доступа и манёвра – это оказание поддержки войскам в борьбе с противником (в особенности, с армией США) вблизи территорий Китая и его побережья.
Комиссия пришла к выводу, что ССП увеличат военную мощь Китая и позволят стране в следующем году эффективнее противостоять армии США в Индо-Тихоокеанском регионе.
По мнению аналитика из фонда «Наследие» Дина Чэна, появление ССП «отражает стремление Китая обрести “информационное господство”, которое, как считают в НОАК, необходимо для участия и победы в войнах будущего».
Капитан 1 ранга ВМС США в отставке Джеймс Фанелл, возглавлявший разведку Тихоокеанского флота США, рассказал, что ССП всё ещё окутаны тайной.
«Си Цзиньпин создал Силы стратегической поддержки два года назад, и они продолжают поддерживать некинетические оборонительные и наступательные операции НОАК, находясь в тени, – заявил Фанелл. – Новый радар с синтезированной апертурой, спутники для спектральных исследований, которые позволяют Китаю контролировать морские территории, или интеграция специалистов по кибервойне – благодаря всему этому боеспособность НОАК с каждым днём продолжает расти, и ССП в этом помогают».
Защита от кибератак со стороны ССП Китая станет сложной задачей для Америки и её союзников. В то же время, им необходимо разрабатывать наступательное кибероружие, которое способно обойти защиту НОАК. Фанелл отмечает, что в бюджете Пентагона должны быть предусмотрены затраты на противостояние существующей угрозе.
Читайте также
Последние новости