Идея захоронения вождя появилась в первую же минуту его воцарения на зиккурате на Красной площади. Хоронить павших во избежание эпидемии — нормальное дело, и память о них хранить легче, когда героев нет рядом, какие же они герои, если не пали? Застрявший между мирами Ленин наверняка внушал больше страх, чем уважение, особенно любимому им пролетариату с крестьянством.
Но мало захоронить остатки материального тела, нужно захоронить еще и дух, те императивы, которые двигали тем или иным ушедшим героем эпохи. Нет, не вычеркнуть из памяти и сжечь книги, история все-таки наука, нужно лишь перестать двигаться по инерции по тем рельсам, что были проложены когда-то и которые, как оказалось, ведут в никуда.
Это касается не только Ленина, всех на свете, местечковых партайгенноссе в том числе. Пересмотр результатов правления после сложения полномочий обязателен, без оглядки на тонны статей о внедрении того-то и того-то, об улучшении качества жизни, о строительстве миллионов километров дорог, сотен школ и садиков, о народной любви. Я говорю не о судебном преследовании, а о вымарывании из лексикона «При таком-то такого не было!». Да было, было, еще и не такое было, только память услужливо вытаскивает на поверхность именно те моменты, когда тебе было хорошо.
Каждый губернатор или мэр при вступлении в должность должен осознавать, что вся его деятельность по завершении причинения пользы трудящимся в подконтрольных территориальных единицах будет рассматриваться под лупой не только в материальном спектре, но и в свете создания флера СМИ, учебниками, книгами, другим не совсем материальным фондом. И как только хлопнул дверью кабинета, обыватель срывает с себя уже почти сросшуюся с ним пелену благоговения, поднимает веки вилами остракизма и видит картинку без наложения фильтров. Видит то, что хорошо, а что плохо, что можно оставить как предмет для подражания, а за что лучше надавать по рыхлой, засидевшейся пятой точке.
Каждый должен пройти через персональный XX съезд со сдиранием портретов в учреждениях, с оголением души (у верующих) и мозга (у атеистов). Должен исповедаться, честно признаться в том, где соврал, почему не случился социализм и какие желательно сделать из этого выводы. А общественность, вместо стандартных рукоплесканий, непременно переходящих в овации, грустно качать головами и говорить: «Эх, ты!».
Читайте также
Последние новости