Скорее всего, в ближайшие годы отношения между Россией и АСЕАН будут развиваться медленно, постепенно набирая обороты. Для такого осторожного подхода имеются вполне определенные причины. Прежде всего, в отличие от Китая и США у России нет традиционных тесных связей с Юго-Восточной Азией. За исключением сотрудничества с Вьетнамом и Индонезией в шестидесятые годы, о связях Москвы со странами этого региона практически нечего сказать.
Подпись к изображению: Премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак, президент России Владимир Путин и другие лидеры, участники саммита Россия-АСЕАН в Сочи в 2016 году
Во-вторых, никакие взаимовыгодные отношения не могут развиваться без полноценных и эффективных экономических и торговых связей. По данным секретариата АСЕАН, по состоянию на ноябрь прошлого года общий товарооборот между Россией и странами АСЕАН составлял всего 13,3 миллиарда долларов. Для сравнения, объем торговли АСЕАН с Китаем составил 345 миллиардов долларов, а с Соединенными Штатами – 212 миллиардов. Даже президент Владимир Путин подчеркнул, что это «скромная цифра по сравнению с объемом торговли других стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе» в своем выступлении на саммите Россия-АСЕАН в Сочи в мае прошлого года.
В-третьих, развитию отношений с АСЕАН не уделялось достаточно времени, энергии и ресурсов со стороны России. Как лидеры страны, так и ее деловая элита, являются и будут, по всей вероятности, оставаться ориентированными, прежде всего, на Европу и Соединенные Штаты Америки. К странам Азиатско-Тихоокеанского региона, которые имеют для них значение, относятся, пожалуй, только Китай, Япония и Южная Корея.
И, наконец, урегулирование нынешней опасной напряженности в отношениях России с США Европейским Союзом, украинский и сирийский кризисы, а также отношения с Китаем в ближайшие несколько лет наверняка будут занимать основное место во внешней политике России.
Большинство наблюдателей склонны считать, что Путин окажется победителем на предстоящих выборах в 2018 году. Его помыслы, внимание и энергия в течение шести ближайших лет будут сосредоточены на укреплении собственного наследия. Путин является самым многолетним российским лидером, если не считать Сталина.
Если он и посвятит часть своего времени иностранным делам, то его усилия будут направлены на решение проблем, имеющих первостепенное значение для внешней политики России, таких как отношения с США, а также ситуация вокруг Украины и Сирии. АСЕАН не может рассчитывать на то, что окажется в числе приоритетов российской внешней политики.
Самая важная задача – реализовать экономический потенциал, которым обладают укрепляющиеся связи между Россией и странами Юго-Восточной Азии. Обзор отношений и диалога АСЕАН-Россия, опубликованный в октябре 2017 года, дает рекомендации в отношении основных направлений сотрудничества. В то время как сотрудничество в социально-культурной и политической сферах продвигается вперед, основным драйвером общего развития отношений является все же именно экономический аспект.
В своей речи во время саммита в Сочи Путин уделил особое внимание сотрудничеству в рамках сельскохозяйственных проектов, а также в области добычи нефти и газа, в разработке современных технологий и создании инновационных альянсов. Россию и АСЕАН связывают также проекты в энергетике, добыче природных ресурсов, строительстве железных дорог, и, наконец, развитие российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. В то же время, пока трудно сказать, окажутся ли все эти проекты плодотворными.
Учитывая роль России как крупнейшего экспортера энергоресурсов на планете, Путин заявил, что Россия может удовлетворить растущие потребности стран АСЕАН в электроэнергии за счет поставок энергоносителей на долгосрочной основе, а также предложил АСЕАН проекты российских атомных электростанций нового поколения. Действительно, в упомянутом выше обзоре также отмечается, что «энергетика, включая мирное использование атомной энергии, считается особо перспективной сферой для сотрудничества между АСЕАН и Россией».
Однако, здесь следует упомянуть о наличии определенных оговорок. Так, во-первых, некоторые страны АСЕАН, такие как Индонезия, Малайзия и Бруней, сами являются производителями и экспортерами энергии. Во-вторых, ядерная энергетика, являющаяся реальной альтернативой сжиганию ископаемых видов топлива и использованию возобновляемых источников энергии, пока еще не получила широкого распространения в странах АСЕАН.
Проректор по научной работе института энергетических исследований Технологического университета Наньянг доктор Санджай Куттан совершенно справедливо заметил, что учитывая значительные издержки и соображения безопасности, «ядерная энергетика не займет важного места в структуре топливно-энергетического баланса АСЕАН, в течение как минимум ближайших двадцати лет.
В-третьих, в отношении сотрудничества в области содействия распространению использования возобновляемых источников энергии, от Москвы в последнее время исходят противоречивые сигналы. Так, глава нефтяной корпорации «Роснефть» Игорь Сечин заявил в июне российскому ежедневному изданию «Известия», что «возобновляемые источники энергии пока не в состоянии обеспечить достаточный объем производства энергии и устойчивость энергоснабжения, чтобы заменить традиционные энергетические ресурсы».
Наконец, в ходе недавней Международной недели энергетики в Сингапуре, один из экспертов по энергетике предсказал, что в течение ближайших лет газовая энергия и гидроэлектроэнергия будут удовлетворять основную часть потребностей в электричестве, и в то же время солнечная энергетика будет играть определенную роль. Что же касается долгосрочной перспективы, потребление угля и природного газа будет снижаться, что приведет к повсеместному росту сектора возобновляемых источников: солнечных электростанций, гидроэлектростанций, береговых и офшорных ветряных электростанций и т.д., на которые в целом будет приходиться до двух третей топливно-энергетического баланса.
Если этому прогнозу можно доверять, следовало бы поставить под сомнение предположения о том, что сотрудничество между Россией и АСЕАН в энергетической сфере будет вообще возможно в долгосрочной перспективе.
Единственное яркое пятно в экономических связях между Россией и АСЕАН – торговля оружием. Согласно докладу исследовательского центра Chatham House, опубликованному в марте 2017 года, «Азия – безусловно, самый важный экспортный рынок для российских вооружений». Впрочем, поставка вооружений не может служить прочной основой развития отношений между АСЕАН и Россией, учитывая ее однонаправленный характер. Более того, главным источником оружия для АСЕАН пока остаются Соединенные Штаты Америки.
Для повышения уровня экономического взаимодействия необходима приверженность этой идее политической и деловой элиты обеих сторон на более высоком уровне. АСЕАН должен задать этот вопрос: какую роль играет или должна играть Россия в общем развитии ассоциации стран Юго-Восточной Азии в политической, экономической и стратегической сферах?
Россия также может задать тот же вопрос. Общий взгляд на ее роль в развитии Юго-Восточной Азии мог бы помочь сформулировать стратегические аспекты ее отношений с АСЕАН, а также уделить необходимое внимание и направить соответствующие ресурсы для усиления экономической составляющей этих отношений. Россия в этой ситуации не может проиграть, поскольку АСЕАН – быстрорастущий регион.
Опытные и целеустремленные эксперты по азиатской политике во внешнеполитических и академических кругах России, вероятно, будут настаивать на необходимости более значимых отношений, основанных на деловом сотрудничестве и торговле. Однако, по-прежнему остается открытым вопрос о том, смогут ли они оказать достаточное влияние на высшее политическое руководство и лидеров бизнес-сообщества для принятия необходимых решений.
Читайте также
Последние новости