В первые дни апреля, когда началось наступление Ливийской национальной армии в направлении столицы Триполи, ограниченный американский военный контингент был выведен из страны, в результате чего поддерживаемый ООН премьер-министр страны Файез аль-Сарадж и его правительство национального согласия (ПНС) остались практически в одиночестве.
Фельмаршал Халифа Хафтар, в прошлом главнокомандующий вооруженными силами страны, связанный со сторонниками режима Каддафи, сосредоточив силы и ресурсы в восточной части Ливии, отдал приказ о наступлении по семи направлениям, чтобы силой вырвать контроль над Триполи из рук правительства национального согласия. Важно отметить, что ключевым покровителем Хафтара и его Ливийской национальной армии (ЛНА) является Россия.
Подпись к изображению: Высокопоставленные российские военные на встрече с ливийским фельдмаршалом Халифой Хафтаром в Москве
Беспорядки в Ливии представляют собой одно из множества непредвиденных последствий кампании воздушных ударов НАТО в октябре 2011 года в поддержку повстанцев, которые стремились свергнуть правительство многолетнего ливийского лидера Муаммара Каддафи. Россия в то время категорически возражала против подобных действий в Совете Безопасности ООН.
После массированных ударов НАТО и, в конечном итоге, смерти Каддафи, Ливия погрузилась в анархию, без какого бы то ни было действующего правительства, поскольку соперничающие между собой ополчения и военизированные формирования установили контроль над большими частями страны. Самые большие группировки сформировали отдельные правительства. Одно из них находится в Тобруке, в восточной Ливии, и действует при поддержке ЛНА Халифы Хафтара, а другое – правительство национального единства в Триполи, поддерживаемое ООН.
Это двоевластие привело к неустойчивому перемирию, поскольку одна из сторон активно накапливала ресурсы для борьбы за власть и объединение страны. Судя по всему, Халифа Хафтар, который на протяжении многих лет не скрывает своей близости с Россией, пришел к выводу, что настало подходящее время для решительного наступления. В ноябре 2016 года Россия впервые приняла Хафтара, и он уже трижды приезжал в Москву, чтобы встретиться с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Судя по сообщениям СМИ, Хафтар неизменно встречает в России теплый прием.
По мере распространения и роста насилия в Ливии, международное сообщество пыталось выработать единый подход, поскольку у многих возникли опасения, что Россия, как это уже было в Сирии, может воспользоваться возникшим хаосом, чтобы восстановить в Ливии свою роль ключевого внешнего игрока.
Небольшой американский военный контингент находился в Ливии для оказания помощи местным силам в борьбе против террористических группировок ДАИШ и Аль-Каеда, а также для защиты дипломатических объектов. Вывод американских военных совпадает по времени с попытками международного сообщества найти дипломатическое решение для Ливии. В то же время, поступают сообщения о появлении в стране российских наемников.
На прошлой неделе, 7 апреля, Россия воспрепятствовала принятию Организацией объединенных наций заявления, призывающего ЛНА прекратить военные действия. Россия настаивала на том, чтобы в декларации была использована формулировка, призывающая к прекращению боевых действий всеми сторонами конфликта Ранее Москва поддержала заявление Совета Безопасности, в котором содержится призыв к воюющим сторонам в Ливии прекратить боевые действия и найти политическое решение для урегулирования кризиса.
На следующий день пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков призвал все стороны «избегать любых действий, которые могли бы спровоцировать кровопролитие и гибель мирных жителей», но при этом Москва воздержалась от прямого осуждения военной кампании Хафтара.
Одним из направлений деятельности фельдмаршала Хафтара, которое снискало ему одобрение со стороны иностранных правительств, несмотря на выступление его армии против ПНС в Триполи, была борьба против исламистских группировок, в том числе и связанных с террористической организацией ДАИШ.
Борьба против боевиков ДАИШ является одним из важнейших приоритетов Кремля, что и было продемонстрировано в Сирии. В связи с разгромом самопровозглашенного халифата «исламского государства» в Сирии и Ираке, Москва теперь опасается, что хаос в Ливии может привести к возрождению ДАИШ в Северной Африке.
Одна из серьезных проблем для Москвы заключается в том, что тысячи российских граждан, преимущественно мусульман из районов Северного Кавказа, на протяжении нескольких лет стекались в Сирию для военной подготовки и приобретения боевого опыта. Многие из них впоследствии вернулись в Россию и совершили террористические акты. Борьба Хафтара против исламских боевиков является главным основанием для оказания ему осторожной поддержки со стороны Москвы.
Многие эксперты полагают, что Ливия является еще одной страной, где Москва может воспользоваться теми преимуществами, которые предоставляет ей нерешительность Запада, чтобы получить рычаги влияния в условиях хаоса, не прилагая чрезмерно больших усилий для установления этого влияния.
Россия не делает единственную ставку на победу Хафтара, и поэтому поддерживает связь со всеми влиятельными политическими группировками в стране. Что же касается долгосрочных планов Москвы, похоже, что Россия заинтересована в развитии деловых и инвестиционных связей с Ливией при одновременном усилении своего политического влияния.
Несомненно, что одним из козырных тузов, который Россия может предложить правительству Ливии, независимо от того, кто в конечном итоге придет к власти в этой стране, является ее опыт в восстановлении разрушенной нефтегазовой индустрии.
Вторым решающим аргументом может стать поставка вооружений новой ливийской администрации во много раз дешевле западных аналогов. География продаж российских вооружений в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) в последние годы неуклонно растет. Алжир и Египет являются главными покупателями российского оружия, а член НАТО Турция ожидает поступления российских зенитно-ракетных комплексов С-400, к ужасу своих союзников по североатлантическому альянсу.
Нынешние события в Ливии являются еще одним доказательством для Европейского Союза и Соединенных Штатов, что Россия расширяет свое присутствие в странах БВСА, и в обозримом будущем с этой политической реальностью придется считаться.
Читайте также
Последние новости