Следующая новость
Предыдущая новость

Как записной рыбак Лев Зорин построил архитектурное украшение Уфы

Как записной рыбак Лев Зорин построил архитектурное украшение Уфы

До того, как было воздвигнуто это великолепие на Александровской улице Уфы, при спуске с одноименной горки, первоначальным владельцем усадебного места являлся Григорий Яковлевич Пермяков. О нём известно очень мало. Ну разве то, что в 1855 году вступил в брак 19-ти лет, и то, что был в штате Оренбургской Палаты Уголовного Суда канцелярским служащим аж 3-го разряда. Невеста же его – 18-ти лет Аграфена Егоровна Алексеева – дочь уфимского мещанина. Брак на то время был делом сложным, поэтому поручителями по женихе выступили: губернский секретарь Лука Сидоров Петров, коллежский регистратор Петр Стефанович Гребенщиков, писец 2-го разряда Леонид Александрович Хабаров, губернский секретарь Александр Григорьевич Кренделев; по невесте: губернский секретарь Федор Александрович Мартынов, писец 2-го разряда Семен Григорьевич Челноков, канцелярист Константин Григорьевич Бирюков, писец 2 разряда Александр Григорьевич Каданцев и надворный советник Григорий Яковлевич Р……(учитывая тогдашнюю каллиграфию, фамилия неразборчива). Вот такая весёлая компания, как видим, птицы невеликие, но дружные.

Венчались молодые Пермяковы, естественно, в ближайшей Александровской церкви Уфы, время было суровое. В феврале означенного 1855 года в разгар Крымской войны умер император Николай I, а к лету нами была проиграна и сама «первая нулевая», как её теперь взялись величать околоисторические популяризаторы. Кстати, через ровно полвека ситуация повторилась – тогда, как известно, была проиграна «маленькая победоносная война»; и спустя ещё полвека заметившие невесёлую тенденцию внутренне напряглись… но благополучно выдохнули, броня была уже крепка, и танки, как известно, наши быстры. Казалось бы, какое отношение далёкие войны имеют к этим памятникам архитектуры? Но обо всём по порядку.

Последний раз в числе домовладельцев Григорий Пермяков числится в перепись населения 1879 года. А в 1890-е годы безраздельным хозяином здесь числится уже уфимский Лев Андреевич Зорин бывший Степанов, младший братишка того самого именитого купца Михаила Андреевича Степанова-Зорина, храмоздателя и благоукрасителя. Перечислены и находившиеся на усадьбе в последние годы XIX века строения: два деревянных дома, лабаз, два каретника, баня и погреб, крыты тёсом. Оценивалось оное недвижимое имущество в 675 рублей. Очевидно, сии убогие халупы оставались от прежнего незадачливого хозяина.

Наконец в 1899 году Львом Андреевичем взято разрешение в Уфимской Городской Управе на постройку первого кирпичного дома на этом месте по улице Александровской. Вскоре (тогда это значило буквально за год-два) рядышком выросли два красавца дома: жилой двухэтажный и торговый одноэтажный.

Они возводились в прочно вошедшем тогда в моду кирпичном стиле, прочно ставшим украшением нашего родного города на многие десятилетия. Здесь архитектурным способом и сутью выражения является сам орнамент и узорочье кирпича фигурной кладки. Неизвестный архитектор довольно мудро расположил оба здания: одноэтажное он разместил выше по Александровской горки, и по большому счёту перепад этажности здесь заметен слабо.

Из биографии Льва Андреевича известно лишь то, что родился он в Уфе 20 февраля 1856 года и через три дня был окрещён в градо-уфимской Александровской церкви. Отцом его был уфимский мещанин Андрей Михайлович Степанов и законная жена его Параскева Матвеевна. Восприемниками стали Казанской губернии и уезда государственный крестьянин Иван Нестеров и уфимская мещанка Раиса Артомоновна Цветкова. Это опровергает досужие измышления, что якобы братья Зорины родились в деревне Степановке под Уфой и до двадцати лет пасли коров.

После введения нумерации усадебных мест в Уфе в 1903 году оба здания на данной усадьбе получили №№ 55 по улице Александровской, (на этой городской усадьбе номер не изменился, ныне: ул. К.Маркса, 55)

Согласно скудным сведениям из Справочных книг Уфы и Уральского торгово-промышленного Адрес-календаря за 1910-е годы Лев Андреевич Зорин имеет рыбную торговлю на Верхнеторговой площади. А по Адрес-календарю за 1913 и 1914 годы Лев Андреевич – член совета Уфимского Аксаковского общества рыбоводства и рыболовства. Вот такой рыбный профиль был у этого купца, практически готовые «Записки об уженьи рыбы».

Согласно спискам выборщиков от 1912 года Лев Андреевич Степанов (Зорин) имеет недвижимого торгового имущества на улице Александровской, 55, на 8487 рублей, а на Верхнеторговой площади на 3145,5 рубля. По Окладным книгам 1916-1918 годов сумма несколько иная: недвижимости у него на 10890 рублей, вероятно здесь указано лишь то, что собственно на усадьбе на Александровской улице, вместе с жилым домом.

К сожалению, портрета нашего рыбовода, в отличие от знаменитого старшего брата, не сохранилось. Неизвестна и дальнейшая судьба ни самого Льва Андреича, ни семьи его. Сразу после 1919 года муниципализировано было у Л.А. Степанова-Зорина на Александровской два дома по первой (высшей) категории. По Всероссийской переписи 1923 года в обоих домах четыре жилые квартиры и проживает в них аж 71 человек. По переписи 1926 года одно из зданий уже занимает стрелковый полк, сказывается близкое расположение Казарм внутренней стражи. И далее в двухэтажном здании прочно засели военные. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годах здесь размещалось Уфимское пехотное военное училище Красной армии; летом 1942 года весь личный состав училища во главе с его начальником был отправлен на защиту Сталинграда. Известно минимум четыре героя Советского Союза, вышедших из этих стен. В 1985 году о пребывании военного училища на здании была навешена мемориальная мраморная доска.

Оба Льво-Зоринских здания являются, пожалуй, единственным архитектурным украшением этого квартального порядка, точнее северной части Александровской улицы, продолжающейся уже за Александровской площадью, и уж точно Зоринские дома — последние памятники архитектуры «серебряного века» по красной линии улицы. Они довольно близко стоят друг ко другу, создавая прекрасную архитектурную красно-кирпичную совокупность. К сожалению, первоначальные металлические ажурные ворота между ними утрачены, погибли и парадные двери. Оба дома некогда украшали ажурные железные козырьки. Сохранился лишь один из них на двухэтажном доме. Южный дом в 2000-х годах был обезображен так называемой штукатурной «шубой», имитирующей кирпичную кладку. На фотографии М.М. Мульменко, сделанной около 2002 года виден ещё первозданный кирпичный облик южного дома.

Нижняя часть подлинного козырька не выглядит так, как на этой фотографии, несколько лет назад она безнаказанно спилена арендаторами Льво-Зоринского здания.

Но и при всех вышеперечисленных утратах, даже не вооруженный архитектурным образованием глаз сразу выхватит Зоринские дома из серости соседних строений и оценит талант зодчего, оставшегося для нас, увы, безымянным.

Источник

Последние новости