В настоящее время Китай, пожалуй, является самой большой угрозой гегемонии западного либерализма, которая сформировалась после распада Советского Союза тридцать лет назад. Запад стоит перед двойной дилеммой: как противостоять китайской угрозе и как управлять все более напряженными отношениями с другой мировой державой — Россией. Обе страны разделяют крайнее недоверие к Западу.
Решение, возможно, заключается в самой дилемме: сделать Москве прививку против Пекина. Вовсе не секрет, что между этими странами на самом деле нет теплых отношений. Обе евразийские державы управлялись коммунистическими режимами, когда американцы успешно сблизились с китайцами, чтобы отразить угрозу Советов. На этот раз уравнение можно просто инвертировать.
Учитывая сложившуюся ситуацию, трудно понять агрессивную риторику Запада в отношении Москвы, поскольку такой подход — наилучший подарок Пекину. Представляется, что Россия не несет прямой и непосредственной угрозы Западу, подобно Китаю. Ей не хватает ресурсов мягкой силы, которыми обладает Пекин. В отличие от китайцев, русские не производят электромобили, которые могут сильно потеснить германскую автомобильную промышленность или даже свергнуть с трона американского пионера, «Теслу».
Русские не в состоянии создавать бесчисленные языковые и культурные организации за рубежом, как это делают китайцы посредством своих Институтов Конфуция. Россия также не является лидером в области технологий искусственного интеллекта. Именно Пекин, а не Москва, вкладывает значительные средства в модернизацию портов по всему миру и осуществляет инфраструктурные проекты, которые делают многие страны зависимыми от китайских инвестиций. Наконец, именно Китай угрожает стать крупнейшей экономикой в мире уже в ближайшие годы. Демографический разрыв между двумя странами также огромен: население России, составляющее 144 миллиона человек, в десять раз меньше, чем население Китая.
Значительный контраст имеется и на менее заметном уровне. Там где Россия медлительна и даже инертна, Китай проявляет экспансионизм, активность и ненасытность. Таким образом, одна и та же обувь не подходит на любую ногу. Возможно, Западу стоило бы изменить свою политику и пойти на урегулирование отношений с Москвой, основанное на общих интересах, проложив тем самым путь к совместным усилиям по противостоянию с Китаем.
Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности (Quad), который иногда называют азиатским НАТО, мог бы сыграть в этом отношении многоплановую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот стратегический форум, в состав которого входят США, Австралия, Япония и Индия, является подходящей платформой, на основе которой Нью-Дели может стать новым лицом неозападного империализма. Она обладает для этого всем необходимым как крупная политическая, экономическая и военная держава. Кроме того, Индия является традиционным союзником России, который может сыграть роль в сближении между Москвой и Западом.
На европейском континенте ключевую роль в продвижении западной цивилизации играют страны Северной Европы. Европейские правые, которые традиционно неприязненно относятся к китайцам и более дружелюбно воспринимают русских, постепенно набирают силу. Здесь также можно извлечь выгоду из взаимной подозрительности между Москвой и скандинавами.
Так, предоставление зеленого света газопроводу «Северный поток-2» между Россией и Германией, который проходит вблизи побережья скандинавских стран, было бы ценным призом для Москвы и могло бы помочь убедить Германию присоединиться к кампании против Пекина. Американские гарантии скандинавам и русским разрядили бы напряженность в балтийском регионе. Это могло бы положить начало более широкому консенсусу по таким вопросам, как права русскоговорящих меньшинств в Восточной Европе и странах Балтии, проблема противоракетного щита США и наращивание Россией военной мощи в калининградском эксклаве.
Кроме того, существует фундаментальная стратегическая выгода от сближения между Западом и Россией, которое включало бы скандинавские страны и Канаду: судоходные маршруты, в частности Северный морской путь и Трансполярный морской путь. Первый из них, который находится в исключительной экономической зоне России, может стать новым морским торговым маршрутом из европейских портов в порты тихоокеанских стран. Помощь русским в развитии и продвижении этого коридора принесла бы немалую пользу Западу.
Единственное препятствие заключается в том, что Пекин надеется извлечь выгоду из этого маршрута, связав его со своим Морским Шелковым путем. Здесь компромисс мог бы заключаться в том, чтобы позволить Москве поддерживать постоянную ставку фрахта по Северному морскому пути, что обеспечило бы ей значительный доход, в обмен на обязательство защитить интересы Запада от чрезмерной экспансии Китая на СМП.
Без сомнения, у Запада достаточно недостатков, чтобы заполнить ими Тихий и Индийский океаны, но его глобальное лидерство по-прежнему является «наименее плохим» вариантом, поскольку альтернатива подразумевает переход лидерства к параноидальной коммунистической республике.
Читайте также
Последние новости