На протяжении тридцати лет после окончания холодной войны, политика США в отношении России металась из стороны в сторону, а отношения между двумя странами становились все хуже по мере того, как в Америке одна администрация приходила на смену другой. Сегодня двусторонние отношения находятся на самом низком уровне со времен холодной войны, и самое лучшее, на что мы можем надеяться, это то, что они не станут еще хуже.
Если оглянуться назад на историю взаимоотношений с Россией в годы президентства Билла Клинтона, Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего, можно обнаружить удивительные закономерности. Эти три совершенно разные администрации применяли в отношении Москвы один и тот же набор политических методов. Все они строились вокруг двух основных принципов. Первый состоял в отказе принять Россию такой, какая она есть, и настойчивых попытках заставить ее трансформироваться таким образом, чтобы больше соответствовать представлению американских политиков о том, какой она должна быть.
А суть второго принципа была в том, что НАТО является единственной легитимной структурой, обеспечивающей европейскую безопасность, и, следовательно, имеет право на дальнейшее расширение и проникновение в страны бывшего советского блока. Россия отвергла оба эти принципа, но американские стратеги продолжали проводить прежнюю политику, рассчитывая на то, что раньше или позже Россия сама осознает, что так лучше для нее самой. Такой подход известен как «лечение шпинатом» — дети не любят шпинат, но все равно должны его есть, потому что это полезно для них.
Каждая из упомянутых американских администраций прошла в своих отношениях с Россией цикл от подъема до спада. Администрация Клинтона взяла на себя ответственность за двусторонние отношения в 1993 году и пообещала сформировать партнерство с российской демократией, российскими реформами, российскими рынками. Между двумя президентами, Клинтоном и Ельциным, существовала прочная личная связь. Однако, путь к партнерству становился все более трудным по мере того как возникали новые разногласия из-за недостаточного темпа российских реформ, расширения НАТО на восток, кампании в Косово и многого другого. К концу девяностых годов обе стороны были крайне разочарованы друг другом. Правление Клинтона закончилось на фоне опасений, что преемник Ельцина, Владимир Путин, уведет страну с демократического пути.
Несмотря на эти недобрые предчувствия, администрация Джорджа Буша-младшего пыталась сформировать собственное партнерство с Россией. В 2001 году Буш и Путин пообещали построить новые отношения, которые будут основаны на «обоюдной приверженности ценностям демократии и свободного рынка, а также принципу верховенства права». Эти отношения проделали уже знакомый путь, когда между странами возникли разногласия – из-за войны в Ираке, отхода России от демократических реформ и расширения НАТО.
В 2008 году, после обещания НАТО принять в альянс бывшие советские республики Грузию и Украину, Россия разгромила крошечную грузинскую армию, в то время как Соединенные Штаты и их союзники по НАТО наблюдали, но не вмешивались. Россия фактически провозгласила бывшие республики Советского Союза закрытыми для НАТО. В результате отношения между Америкой и Россией вновь скатились до самого низкого уровня со времен холодной войны.
Администрация Обамы попыталась осуществить «перезагрузку» отношений с Россией и запустила свой собственный проект партнерства. Идея заключалась в модернизации российской экономики и либерализации ее политики. Она тоже оказалась недолговечной, поскольку надежды на политическую либерализацию и экономическую модернизацию были изначально нереалистичными. Вторжение России в Украину и аннексия Крыма в 2014 году обрушили американо-российские отношения на новый рекордно низкий уровень, а затем этот спад усугубился вмешательством Москвы в президентские выборы 2016 года.
Администрация Трампа также предприняла свою попытку «перезагрузки» отношений с Россией, но она не увенчалась успехом из-за целой череды скандалов и расследований в США, связанных с Россией. Санкции стали не просто инструментом американской политики в отношении России, а фактически заменили ее. Двусторонние отношения находятся в тупике, в то время как серьезные политические дискуссии на эту тему невозможны, поскольку сам вопрос стал токсичным во внутренней политике США.
Такая ситуация не может быть устойчивой. Пришло время признать, что Россия не намерена менять свое внутреннее устройство, чтобы соответствовать предпочтениям США, и ставить такое условие абсолютно бессмысленно. Точно так же, Россия не собирается менять свое отношение к НАТО и мириться с дальнейшим расширением этого военного альянса, присоединением к нему Украины и Грузии, где у Москвы гораздо больше интересов, чем у Вашингтона. Соединенные Штаты и их союзники не готовы воевать за Украину или Грузию, а Россия готова, и уже делает это. Это явный индикатор того, что цель их приема в НАТО является нереалистичной и от нее следует отказаться.
После многочисленных неудачных попыток выстроить партнерство с Россией пришло время просто оставить эту затею. Вместо этого политика должна быть сосредоточена на вопросах особой важности для Соединенных Штатов. Ядерные вооружения, контроль над вооружениями и стратегическая стабильность – таковы наиболее существенные из этих проблем.
Существующая американо-российская система контроля над вооружениями разваливается на глазах. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) практически мертв после того, как Россия нарушила его, а Соединенные Штаты в ответ решили вообще выйти из соглашения. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-III, срок действия которого истекает в начале 2021 года может быть пролонгирован и таким образом спасен, но администрация Трампа, судя по всему, склонна вместо этого добиваться заключения нового трехстороннего американо-российско-китайского соглашения, которое ни Россия, ни Китай, похоже, даже не собираются обсуждать.
Существующая система контроля над вооружениями может показаться критикам не особенно привлекательной, но она намного лучше, чем ничего, особенно в наши дни, когда новые технологии угрожают разрушить хрупкое равновесие взаимного страха между двумя ядерными сверхдержавами.
После стольких неудач и крушений самых грандиозных планов возникает соблазн вообще отказаться от попыток наладить нормальные отношения с Россией, но такой результат является абсолютно неприемлемым. После провалившихся многочисленных попыток трансформировать Россию, американская политика фактически лишилась цели. Однако, в отличие от телевидения, в международной политике нет места для «шоу ни о чем».
Путь вперед заключается в том, чтобы поставить реалистичные и достижимые цели, признать, что наши разногласия могут быть неразрешимыми, но должны быть управляемыми, и по многим вопросам мы вынуждены просто остаться при своем мнении. По словам великого философа и теолога Рейнгольда Нибура, иногда наилучшим вариантом является найти «ближайшее из возможных решений неразрешимой проблемы».
Читайте также
Последние новости