На месте отдыха уфимцев появился очередной арт-объект: куница, сидящая на скамейке. Многие поставили его в ряд уродливых безликих скульптурок, непонятно кого изображающих, причем характерного цвета. Их назвали в соцсетях сплошным «дебилизмом» и требуют убрать вместе с куницей. Но есть небольшой прогресс в менталитете тех, кто занимается такими муниципальными заказами. От этого куска цветмета уже не хочется сразу убежать.
Бедные уфимцы, уставшие от провинциальности. Они хотят скульптуры на уровне шедевров Веры Мухиной и Микеланджело, но ничего конкретного не хотят для этого делать.
— Что можно противопоставить росту объёмов этой безвкусицы — так называемых арт-объектов в Уфе? Какая-то беспомощность. Ну право же, у нас полно всяких лошадей, журавлей и прочей фауны. Так же, как и изображений безликих людей. Не пора ли разнообразить оформление города, дать слово тем, кто работает в других стилях, кроме плохо исполненного реализма? — написала в соцсетях одна журналистка и была права.
У меня за спиной четыре года художественной школы, включая занятия по скульптуре. Мы мучительно копировали голову богини Афродиты из пластилина и понимали, что уровень знаний об анатомии человека у нас нулевой. После рельефов и барельефов пошли скульптурные композиции. Сначала мы закрепляли проволочные каркасы на досках. Их проверял педагог, говоря: «У твоего мальчика руки длинные. Он почти орангутан»
Приведя в порядок каркасы будущих тел, мы начинали накладывать пластилиновые «мышцы». Интересная, творческая, но адская работа. Так вот, каждая третья скульптура советского школьника 80-х годов могла бы украсить улицы Уфы. От группы мальчиков, играющих в снежки, до композиции со сказочными персонажами. Были и модерн-варианты, но их мало кто понимал. Например, снежный человек с бутылкой водки и сигаретой в зубах.
Это всего лишь три года работы скульптора-профи с обычными детишками.
Уфимские же «арт-объекты» далеки даже от уровня школьников. У их исполнителей нет академической подготовки, вкуса. Есть только прайс с указанной в электронных торгах унизительной суммой. И сотни серийных штамповок в городах Башкирии. Потому что талант скульптора очерчен размером муниципального бюджета.
Выделяется какая-то сумма, проводится конкурс и несколько доморощенных скульпторов присылают свои эскизы. Но кто конкретно определяет лучший? Несколько чиновников? ФЗ об электронных торгах? Нет, это должны делать люди, которые занимались в классе лепки. Которые сразу определят, что у стилизованной куницы — обрубки вместо лап. Она несмешная, неозорная, стилистически неубедительная и перекормленная. Поэтому давно пора создать общественный художественный совет экспертов, а мэрии отправлять туда эскизы и уменьшенные копии будущих скульптур, затем — в соцсети — на обсуждение с предложением представить свой вариант. Потом — интерактивное голосование. Иначе эстетическое эго жителей Башкирии будет долго страдать от вереницы таких скульптурок.
Рано или поздно найдется наш земляк, живущий в Бельгии или Америке, который предложит в дар Уфе свои разработки. Я не верю, что все поголовно художники меркантильны, так как знаком со многими. Они почтут за честь вписать свое имя в историю малой родины за скромный гонорар. Вновь собранный общественный худсовет должен провести эстетическую ревизию установленных арт-объектов. Если надо, то провести опрос уфимцев в соцсетях. Насчет модерна. Он просто должен быть интересным и приковывать внимание. Модерн — это всегда загадка и эмоции. Конечно же, половина зрителей, например, из Зианчуринского района его идей не поймет, но равняться надо на мировые тренды, на будущих туристов. Нам нужен свой бронзовый чижик-пыжик, как в Питере, своя изюминка, но самое важное — политическая воля управленцев мэрии Уфы — провести полную ревизию убогих арт-объектов и начать разрабатывать новые.
Читайте также
Последние новости