На территории Уфимской губернии до 1920-х годов было шесть церквей и два монастырских престола, посвящённых святому преподобному Сергию, игумену Радонежскому. Четыре из шести храмов были уничтожены до основания в советские годы. Самая известная из сохранившихся – Сергиевская церковь в Уфе.
Церковь святого Сергия Радонежского находится по левому берегу реки Сутолоки, в самом начале одноименной Сергиевской горы, на небольшом возвышении. Застройка этой местности жилыми домами происходила здесь с конца XVI века - со времени заселения Сергиевской и Московской слобод первым и вторым поколениями уфимцев. Деревянное здание градо-уфимской Сергиевской церкви находится на стрелке двух старинных уфимских улиц: Менделеева (бывшей Большой Сергиевской) и Бехтерева (бывшей Малой Сергиевской).
Вот уже более 500 лет святой Сергий Радонежский (~1314–1392) почитается русским воинством как небесный покровитель артиллерии. Первая церковь на этом уфимском взгорке возникла около конца XVI века. Она была основана московскими переселенцами – стрельцами и пушкарями – защитниками города от набегов ногайцев и прочих кочевников. Московские и уфимские стрельцы особо чтили преподобного Сергия Радонежского, по преданию именно в его честь выстроили они первый храм за Сутолокой через 200 лет после того, как святой окончил свои земные дни. Но в первые уфимские десятилетия существовал также и Сергиевский монастырь в трех верстах от города, близ Коркиной ямы, точное его местонахождение пока не выявлено. По одной из версий, именно от уничтоженного кочевниками монастыря было взято название Сергиевскому престолу в уфимском храме. Приход церкви состоял только из жителей Усольской (засутолоцкой) части Уфы.
Первая деревянная Сергиевская церковь, пережив два самых трудных века уфимской истории и пугачёвский бунт, сгорела в 1774 году. Но Сергиевской она была условно, так звалась она по-народному, от имени придела, официально церковь называлась Рождество-Богородицкой. Вот как об этом пишет краевед XIX века Руф Игнатьев в пересказе современного уфимского историка Михаила Роднова: «Итак, первая церковь была построена стрельцами в честь Рождества Богородицы с приделом святаго Сергия, но называлась всё-таки Сергиевскою». Вторая деревянная церковь на этом месте также была Рождество-Богородицкая с Сергиевским приделом, построенная на месте сгоревшей, стояла здесь около 90 лет – с 1777 по 1860-е годы. Одна из особо чтимых икон этой церкви была во имя преподобного Сергия Радонежскаго: «Самая храмовая икона св. Сергия старинного письма, как свидетельствуют те лица, которые бывали в Сергиевской Лавре – точная копия с там находящейся при мощах св. Сергия: Св. Сергий изображён в рост, в одежде схимонашеской, но с открытой головой, около этого изображения, в полуквадратцах – события из жизни святого. Икона св. Сергия уважается с Уфе, носится вместе с иконами кафедрального собора во время крестных ходов на р. Белую, 6 Января, в день Преполовения и 1 Августа», – свидетельствует Руф Игнатьев.
Так выглядит Сергиевская церковь и местность вокруг неё на карте Уфы 1852 года.
Существующая с 1867/68 годов третья церковь на этом месте – уже полностью Сергиевская, однопрестольная, была построена также деревянною, на каменном основании. Освящена была нынешняя церковь уже только во имя святого Сергия Радонежскаго преосвященным Филаретом, епископом Уфимским и Мензелинским 10 ноября 1868 года. Но из сопоставления карт 1852 и 1911 годов заметно, что предыдущая церковь стояла несколько южнее нынешней (Игнатьев также употребляет слова: «близ», «почти на месте», «рядом»), примерно там, где сейчас стоит Михайловская часовня, о чём речь ниже. Что любопытно, старая 90-летняя церковь брёвнами была перевезена в мордовское село Сулли Белебеевского уезда, где сгорела под именем Михаило-Архангельской в начале 1930-х годов.
В архитектурном отношении Сергиевская церковь весьма скромна и скорее напоминает сельскую приходскую. Большую роль в строительстве и благоукрашении этого храма сыграл Феодор Троицкий – старший друг и наставник Михаила Васильевича Нестерова – написавший собственноручно для своего храма немало икон, позолотивший иконостас и многие киоты. Сам Нестеров любил эту церковь, к ней у него было особое отношение. По преданию он написал несколько икон и два холста для Сергиевской церкви, она вдохновила его на создание серии работ о великом подвижнике земли Русской, кои он уже писал в Москве.
В 1894 году на средства купца I-й гильдии Ф.Е. Чижёва поставлен нынешний иконостас, изготовленный резчиком Трапезниковым, это один из немногих сохранившихся в Уфимской епархии иконостасов того времени. Иконы писаны в великолепном академическом стиле.
С 1933-го (после закрытия и последовательного уничтожения Воскресенского собора и Никольской церкви) и по 2016 год маленькая Сергиевская церковь исполняла роль «временного» кафедрального собора Уфимской епархии.
До 1937 года в Сергиевской церкви здесь служили уфимские протоиереи, ставшие расстрелянными новомучениками: Н.В. Булычев, Ф.В. Геллертов, В.С. Константиновский, И.С. Егоров, И.Ф. Слесарев. Осенью 1937 года, когда кровушка российская лилась рекою, они во главе с епископом Григорием (Козловым) были расстреляны по одному сфабрикованному в НКВД делу «о Русском церковном православном фашистском центре».
Сергиевская была единственной из градо-уфимских церквей (и из более 700-т церквей епархии) никогда не закрывавшаяся, точнее «милостиво» оставленная открытой. Но в 1937-42 годах богослужений в ней не велось: абсолютно всё уфимское духовенство было арестовано, расстреляно или отреклось от сана. Жизнь затеплилась лишь в 1942 году с появлением афонского монаха Ксенофонта. Несмотря на чудовищные репрессии, во время Великой Отечественной войны приход Сергиевской церкви успел отличиться сбором почти миллиона рублей на нужды обороны и помощью раненым в госпиталях Уфы. В 1946 году весь причт церкви был награжден медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В послевоенные годы и вплоть до 1990-х годов Сергиевская церковь была центром православной жизни Уфимской епархии. Здесь успело послужить множество священников, назову лишь самых известных: архимандрит Ксенофонт (Синютин), Димитрий Логачевский, Николай Бурдуков, Николай Кушков, Моисей (Чигвинцев), Леонид Кравец, Иоанн Федянин и иные. С 2002 года и по сие время настоятелем церкви является протоиерей Евгений Шерышев. В церковном дворике, с южной стороны, в неизвестный год была поставлена сплошная каменная часовня, ныне на ней изображение Архангела Михаила, также появившееся в неизвестный год. Исходя из картографического материала, скорее всего, она воздвигнута на месте престола предыдущей церкви. В советское время это единственная уцелевшая из семи часовен Уфы, но как святыня прихожанами почитается пока не в должной силе, и было бы замечательно возобновить у неё служение молебнов и чтение акафистов.
В июне 2016 года патриаршим чином была освящена градо-уфимская Рождество-Богородицкая церковь, ставшая отныне кафедральным собором. А Сергиевской было определено сохранить наименование собора, оставшись приходской церковью.
С 3 июня 2002 года в южном пристрое пребывают святые мощи новопрославленного Моисея (Чигвинцева) Уфимского чудотворца, который с 1930-х до 1982 года служил здесь (с 1945 года – священником). Перед ракой с мощами святого ежедневно совершаются молебны и читаются акафисты. В Сергиевском храме находится множество икон с частицами мощей святых угодников.
Во второй половине ХХ века в церкви не раз проводился ремонт, с северной и южной сторон появились пристройки, в начале 1990-х годов старинное деревянное крыльцо заменено бетонным; стенные росписи не раз поновлялись (особенно в 1970-е и 80-е годы), поэтому от первозданного убранства здесь остался лишь Трапезниковский иконостас.
К сожалению, теперь фоном для Сергиевского храма служит не цветущая зелёная Сергиевская гора, а громоздящиеся друг за другом многоэтажные серые панельки, что отрицательно влияет на восприятие данного храма как здания-памятника. В продажные нулевые годы серое здание, внаглую вляпанное напротив церкви, на другой стороне улицы Бехтерева, почти полностью уничтожило вид на храм со стороны города. В довершение ныне с севера почти вплотную к храму строятся 25-этажки. Вместе с Сергиевским храмом в едином историко-архитектурном комплексе находится соседнее здание-памятник «Дом Шепелёвых» (ул. Бехтерева, 4), над которым также зависла угроза уничтожения.
Всё это образцы варварского отношения к хрупкой городской среде гонящихся за сиюминутной прибылью застройщиков.
По инициативе ряда прихожан и по благословению владыки Никона от Сергиевского храма на Духов день начинается ежегодный (с 2000 года) Крестный ход противосолонь вокруг Уфы, посвящённый основанию города в день Святой Троицы 1574 года. Через пять дней, обогнув город и посетив ряд подгородных церквей, крестный ход возвращается в Сергиевский храм.
В Сергиевской церкви (и далее во всех городских церквах) богослужения совершаются ежедневно – утром и вечером, в воскресные дни – по две литургии. Здесь проходят ставленническую практику рукополагаемые священники и диаконы.
Здание является выявленным недвижимым объектом историко-культурного наследия, памятником культового деревянного зодчества, было выявлено как здание-памятник в 1992 году работниками НПЦ по охране памятников, включено в перечень выявленных объектов культурного наследия. Готовится постановка на государственную охрану Сергиевской церкви в качестве памятника истории и архитектуры.
Читайте также
Последние новости