Когда российский дирижер маэстро Валерий Гергиев со своим оркестром давал концерт среди руин Пальмиры в 2016 году, мало кто сомневался в том, насколько важной пиар-акцией было это выступление для России. Москва помогла режиму Башара аль-Асада вернуть под свой контроль величайшую историческую достопримечательность, разрушенную ДАИШ, но еще более важным было то, что русским тогда удалось одержать победу в соперничестве с иранцами.
В этом жестоком сражении за город в пустыне несколько человек проявили особый героизм. Одним из них был Абдулла Салахи, командир шиитского ополчения «Фатимиюн», созданного и вооруженного Корпусом стражи исламской революции (КСИР).
Это военное формирование, созданное из афганских шиитов-беженцев, принадлежащих к секте хазарейцев, играет все более важную роль в сирийской стратегии КСИР. Тысячи хазарейцев выразили готовность участвовать в сирийской гражданской войне, нередко в обмен на обещание постоянного вида на жительство в Иране или просто в ответ на призыв помочь защитить шиитские святыни в Сирии.
Тем не менее, это ополчение, до недавнего времени фанатично преданное создавшему его КСИР, теперь переживает беспрецедентный раскол, который проливает свет на тайную борьбу за влияние между номинальными союзниками, Россией и Ираном. Линии этого раскола расходятся от некогда малоизвестного Абдуллы Салахи, командира добровольческой бригады «Фатимиюн» численностью около 500 бойцов, которая сейчас базируется в восточном сирийском городе Дейр-эз-Зор.
Недавно Салахи принял предложение о поддержке и дополнительной боевой подготовке от русских. Как рассказали онлайн-изданию The National несколько независимых источников, это событие сильно разгневало их кураторов в КСИР и других командиров проиранского ополчения. Один аналитик даже назвал этот шаг ударом в самое сердце иранской сети шиитских военизированных формирований в Сирии.
Это был один из первых получивших широкую огласку случаев, когда Россия переманила на свою сторону добровольческие силы, действующие при поддержке КСИР, с момента ее вмешательства в сирийский конфликт в 2015 году. Он свидетельствует о растущей напряженности между Москвой и Тегераном в Сирии.
У Салахи довольно давние связи с Россией. Он приобрел известность во время битвы за Пальмиру в 2016 году. Именно там возникли тесные отношения между ним и одним из высокопоставленных российских офицеров в Сирии, генерал-полковником Александром Дворниковым. Эти отношения в настоящее время используются Москвой, чтобы изменить баланс сил и процесс урегулирования сирийского конфликта.
В 2016 году это российско-иранское соперничество уже существовало. Россия стремилась опередить силы КСИР и освободить Пальмиру от боевиков группировки ДАИШ. Генерал-полковник Дворников, в то время командующий российскими вооруженными силами в Сирии, сделал господину Салахи и бойцам бригады «Фатимиюн» предложение, от которого они не могли отказаться. Речь шла об особой авиационной и наземной поддержке. Из Салахи сделали героя, его лицо появилось на огромных рекламных щитах в освобожденном городе.
В мае того же года симфонический оркестр Мариинского театра выступал с концертом в развалинах древнего города. Трансляция шла на весь мир, и это была одна из крупнейших пиар-акций, направленных на создание позитивного образа России в Сирии. Москва победила своих соперников из КСИР в «гонке» за освобождение колыбели древней культуры.
А генерал-полковник Дворников продолжал прилагать усилия для дальнейшего укрепления личных отношений с Салахи. Как сообщил корреспонденту The National его источник в «Фатимиюн», Салахи и Дворников стали друзьями, между ними были очень хорошие отношения, причем не только связанные с работой».
Источник добавил, что Салахи регулярно ездит на встречи с российскими партнерами. «У них (русских) нет разрешения на посещение баз бригады «Фатимиюн», потому что в рядах подразделения у иранцев есть свои информаторы и шпионы. Как правило, Салахи сам ездит к ним».
В конце 2016 года е года генерал-полковник Дворников покинул Сирию, чтобы занять пост командующего Южным военным округом, и на этом посту на него была возложена ответственность за такие особо важные стратегические точки как Крым и черноморское побережье. Однако, личные отношения, которые у него возникли с Салахи, продолжаются.
В апреле 2020 года командир «Фатимиюн» принял беспрецедентное предложение о тесном сотрудничестве с российскими войсками в Сирии. Хотя бойцов его бригады и раньше можно было увидеть на фотографиях вместе с российскими спецназовцами, это предложение, подразумевающее обучение личного состава и поставки современных российских вооружений, а также стратегическую подготовку с участием российских инструкторов, означает более тесное сближение между проиранским формированием и российскими военными, чем когда-либо прежде.
Читайте также
Последние новости