Останки генерала Шарля Этьена Гудена, павшего в сражении в 1812 году во время наполеоновского вторжения в Россию, предполагалось доставить на родину самолетом с большой помпой, и президент Эммануэль Макрон должен был встретиться на похоронах со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Эта встреча, как ожидалось, должна была послужить символическим актом закапывания топора войны.
Вместо этого, возвращение Гудена на французскую землю 13 июля было обставлено гораздо более скромно: его гроб прибыл на частном самолете, зафрахтованном одним российским олигархом, а встреча представляла собой небольшую церемонию в мрачном ангаре аэропорта Ле Бурже, недалеко от Парижа, рядом со списанным самолетом «Конкорд». Президентов при этом нигде не было видно.
«Это была совсем не та репатриация, какая изначально задумывалась», – сказала Элен Каррер д’Энкосс, французский историк, изучающая Россию.
Этот план, который некогда рассматривался, как возможность использовать историю для дипломатических целей, в конечном итоге потерпел крах из-за неготовности Франции морально поддержать все более жесткую внутреннюю и внешнюю политику России. Провал проекта также говорит о своеобразных отношениях между Францией и Россией, сформированных долгой и непростой общей историей, наполненной тайными интригами и закулисной дипломатией.
Любимец Наполеона, Гуден отличился в бою, прежде чем был сражен пушечным ядром 19 августа 1812 года, когда французская армия совершала марш на Смоленск. Левая нога генерала была ампутирована, и он умер от гангрены три дня спустя. Местонахождение могилы Гудена оставалось тайной вплоть до 2019 года, когда Пьер Малиновски, любитель истории, начал поиски во главе группы российских и французских археологов, при явной поддержке со стороны Кремля.
34-летний Малиновский, бывший помощник многолетнего лидера французских ультраправых Жан-Мари Ле Пена, снискал расположение российских властей благодаря ряду археологических проектов, связывающих Францию и Россию. В июле 2019 года команда Малиновского обнаружила прогнивший деревянный гроб под фундаментом одного из ночных клубов в Смоленске. Внутри находился одноногий скелет. Позже анализ ДНК подтвердил, что он принадлежит Гудену.
В Париже это открытие не осталось незамеченным. Советник Макрона по историческим вопросам Бруно Роже-Пети пригласил Малиновского в Елисейский дворец, чтобы обсудить дальнейшие шаги. «Я вхожу в офис, и он говорит мне: «Свести Макрона и Путина – это было бы довольно круто, – рассказал Малиновский. – Так все и началось».
Роже-Пети сказал в интервью, что он изначально задумывал пышные похороны под председательством Макрона и Путина в день двухсотлетия смерти Наполеона в мае 2021 года — грандиозное, символическое событие. По его словам, Макрон идею одобрил. А несколько дней спустя Каррер д’Энкосс отправила Макрону письмо, в котором сказала, что это событие может стать «символом примирения между Францией и Россий.
К началу 2021 года репатриация останков Гудена, казалось, шла полным ходом. Ожидалось, что пандемия коронавируса задержит осуществление плана на несколько месяцев, но пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил нескольким информационным агентствам, что Кремль положительно отреагирует на запрос Франции о репатриации.
Однако, официальный запрос так и не пришел. Энтузиазм Макрона в отношении сближения с Путиным резко поубавился после истории с Навальным. Планы совместной церемонии были отложены, дипломатические переговоры прекратились, и контакты с Малиновским иссякли.
В начале апреля Малиновский получил сообщение от одного из близких соратников Макрона, который предупредил его, что Министерство иностранных дел Франции блокирует возвращение останков Гудена и предлагает ему вместо этого репатриировать их в частном порядке.
Лишившись поддержки Франции, Малиновский пошел на юридически сомнительный ход, предъявив запрос о возвращении останков от имени Альберика Орлеанского, одного из потомков Гудена. Как только все бюрократические препятствия были устранены, гроб с телом генерала покинул Москву на частном самолете, принадлежащем Андрею Козицыну, российскому олигарху, который прежде финансировал несколько проектов Малиновского.
Этот смелый шаг Малиновского возмутил французское правительство, и первоначально была запланирована лишь небольшая частная церемония по прибытии самолета. Но в консервативных СМИ разгорелись споры по поводу отказа Франции почтить память наполеоновского генерала, и в последний момент для участия в мероприятии была направлена Женевьев Дарьесек, министр по делам ветеранов.
Дарьесек объявила, что останки Гудена будут захоронены в «Доме инвалидов», где покоятся другие выдающиеся военные деятели, в рамках общенациональной церемонии, которая состоится 2 декабря, в годовщину победы Наполеона при Аустерлице.
Этот шаг застал многих врасплох. Однако, чествование наполеоновского генерала будет импонировать консервативным избирателям Макрона, чьей поддержкой он хочет заручиться перед президентскими выборами 2022 года, и для которых Наполеон является олицетворением утраченного величия Франции.
Роже-Пети сказал, что Макрон всегда хотел, чтобы Гуден покоился в «Доме инвалидов». «Главное здесь – результат», – сказал он. Пока Франция не направила России официальное приглашение принять участие в церемонии. Альберик Орлеанский, потомок генерала, сказал, что возвращение останков Гудена было чрезмерно политизировано. «У меня есть такое ощущение, – сказал он, – что мы упустили уникальную возможность улучшить отношения между Францией и Россией».
Читайте также
Последние новости