Следующая новость
Предыдущая новость

Как научиться запоминать лица

18.08.2021 12:27

Несколько месяцев назад я появился на футбольной площадке, чтобы погонять мяч вместе со своей командой. Я уже много лет играю в одной команде (Minty Pickles) и большинство ее членов – мои хорошие друзья.

И вдруг я увидел рядом с собой незнакомого парня. Когда все мы выбежали на поле, я воспользовался возможностью и представился: «Эй, привет! Не уверен, что мы раньше встречались. Я – Билли».

«Да я, в общем-то, знаю», – ответил мой товарищ по команде, который выглядел явно смущенным. – Ты подвозил меня домой на прошлой неделе».

Добро пожаловать в историю моей жизни. Я всегда с большим трудом запоминаю и узнаю людей, которых должен был бы помнить. Я постоянно прохожу мимо знакомых на улице или веду неловкую светскую беседу с кем-нибудь, а потом стыдливо пожимаю плечами, когда мои друзья спрашивают, кто это был.

Раньше я думал, что у меня, возможно, прозопагнозия. Это заболевание известно как «слепота на лица». Но однажды я прошел онлайн-тесты и набрал лишь немного меньше среднего балла за способность узнавать лица на фотографиях. Наконец, у меня нет никаких проблем с узнаванием родственников и близких друзей. Но если я встречаю кого-то нового – просто беда. Лица людей выскальзывают из моей головы, как кегли с детской горки.

На самом деле, знакомство с новыми людьми важно для меня. Но почему же у меня такая плохая память на лица? Можно ли развить способность узнавать людей? Еще лучше было бы сразу вспоминать кто они, как их зовут, и откуда я их знаю. Ну, и, недосягаемая мечта – вспомнить имя!

Даниэль Килов – тренер по спортивному запоминанию, а также научный сотрудник в Австралийском национальном университете. Он утверждает, что все мы просто заблуждаемся относительно устройства нашей памяти. Большинство представляет ее как одну большую мышцу, которая может быть сильнее, либо слабее. На самом же деле мозг работает абсолютно иначе.

«Мы склонны говорить о памяти, как будто это нечто монолитное, но на самом деле существует множество различных процессов, которые должны произойти, чтобы мы могли что-то запомнить правильно и крепко», – говорит он.

Первый из этих процессов – осознанность. Мы должны уделять сознательное внимание тому, что хотим запомнить. Чтобы пояснить, что он имеет в виду, тренер задает вопрос: «На австралийской монете в один доллар, в какую сторону повернута голова королевы, влево или вправо?»

Я смотрел на этот блестящий профиль, наверное, тысячи раз за свою жизнь, но ни за что на свете не мог вызвать мысленный образ, который дал бы мне ответ. Я в тупике. Знакомое до боли чувство.

«Причина, по которой ты не можешь вспомнить, вполне логична: ты просто не обращал внимания. И это, на мой взгляд, довольно распространенное явление», – говорит Килов.

Часто, когда меня представляют кому-то, я мысленно как бы репетирую этот ритуал, поскольку боюсь споткнуться о свое собственное имя. И именно из-за этого не сосредотачиваюсь на лице и имени другого человека. Особенно часто это происходит, если речь идет не об одном человеке, а о группе.

Если вокруг меня много людей, или я сосредоточен на каком-то занятии (например, спортивная игра или вождение автомобиля), я часто увлекаюсь и забываю уделить несколько минут тому, чтобы целенаправленно запомнить окружающих.

Но как сознательно запоминать лица? Даниэль Килов предлагает сузить задачу до нескольких конкретных деталей. Он рекомендует сосредоточиться на вещах, которые никогда не изменятся, таких как крошечные уши или круглый подбородок, и мысленно преувеличить эти черты, когда вы впервые встречаетесь с человеком.

«Иногда очень просто узнать человека, нарисованного на карикатуре, несмотря на то, что она менее точна, чем его изображение на фотографии», – говорит он. – Карикатура преувеличивает черты, которые больше всего выделяются во внешности человека. Именно на них и следует сосредоточиться при знакомстве. Думайте как карикатурист!»

Если вы зафиксировали в памяти отличительные черты человека, пришло время для следующего шага – кодирования воспоминания таким образом, чтобы оно «прилипло к мозгу». Люди, занимающиеся спортивным запоминанием, владеют всевозможными методами. Можно придумать рифму, а затем создать визуальный образ. В любом случае важно создать яркую ассоциацию, которая является, по словам Килова, «языком памяти».

Несколько недель назад я зашел в незнакомое кафе. Приняв заказ, барриста сказал: «Билли?» Я был просто ошеломлен. Я никогда не был в этом заведении. Однако, присмотревшись повнимательнее, я понял, что этот парень раньше работал в другом кафе, которое я часто посещал несколько лет назад. Я был так впечатлен, что не удержался и спросил, скольких клиентов он помнит в лицо.

«Не могу сказать точно, но я еще помню тех, кого обслуживал в 2014 году», – сказал он. Мой бывший бариста согласен насчет отличительных черт в людях, но он предпочитает обращать внимание на другие качества. По его мнению, лучше всего создать воспоминание о разговоре. И он спросил, работаю ли я над новой музыкой, вспомнив наш разговор в 2019 году.

Это последняя фаза запоминания людей – точный и подробный образ. Нет смысла запоминать чье-то имя, если вы не можете быстро вспомнить его в нужный момент. Нет ничего более раздражающего, чем смутное воспоминание, которое «вертится на кончике языка».

Один из способов избежать этого – иметь последовательную стратегию запоминания и регулярно использовать ее, как хорошо составленную картотеку. Для кого-то это может означать создание «внутренней базы данных» визуальных образов, которые ассоциируются с людьми. Для других, как для моего знакомого бариста – создание ассоциации между человеком и короткой беседой с ним, а также с кофе, который он заказал.

Таким образом, я усвоил несколько полезных советов. Следует быть более внимательным, создавать сильные ассоциации, а также регулярно использовать одни и те же методы.

Через несколько минут мой бывший бариста подал мне мой латте. «Спасибо.. Сэм, верно?» У меня такое чувство, будто я только что вынул кролика из шляпы. Возможно, я не так уж и безнадежен.

Источник

Последние новости