Пассажира, прилетевшего в Сургут впервые, наш аэропорт поражал во все годы своего существования. Сегодня – широкофюзеляжными Boeing-767-200, Boeing-767-300 и даже Airbus A-330-200 на летном поле, телескопическими трапами вместо автобусов, достаточно просторными и комфортными залами прилета и вылета.
Аэропорт федерального значения
Последнее заявление кому-то может показаться спорным: до зон вылета московских аэровокзалов (того же Внуково, например) помещениям «воздушных ворот» Сургута, конечно, далеко. Но ведь у аэропортов и статусы разные.
А если сравнивать наш аэропорт с авиавокзалами большинства региональных центров страны, по крайней мере от Краснодара до Омска, то преимущество явно в нашу пользу. За 2017 год сургутский аэропорт принял и отправил 1 723 312 человек. Для сравнения: аэропорт Омска – 963,6 тысячи, Воронежа – 600 тысяч.
Впрочем, двадцать лет назад сургутский аэропорт тоже удивлял. Я отлично помню аэропорт Сургута начала 1990-х, когда пассажирам «ближних» рейсов, например из Томска, выполнявшихся «анами» и «яками», приходилось в любую погоду от трапа до здания
аэровокзала идти пешком. Волоча за собой чемоданы и часто целые мешки: 20 килограммов овощей плюс две-три трехлитровых «баночки» с домашней консервацией в качестве гостинца с Большой земли в те годы были делом обычным. В отличие от достаточного количества транспорта для подвоза пассажиров и багажа – его хватало для обслуживания больших, в основном московских, рейсов.
Впрочем, неудобство от этого испытывали не все пассажиры – женщин, как правило, оно не касалось: помогали пассажиры-мужчины, причем по своей инициативе, без просьб. И такое отношение оставляло незамеченным существенный недостаток сургутского аэропорта 1990-х... Который, впрочем, и в те – очень непростые – годы был одним из передовых в стране. Но тем не менее без «дозаправки» от градообразующих предприятий и бюджета Сургута продолжить полет у предприятия в те временя вряд ли бы получилось.
Пассажир голосует рублём
Участие в создании акционерного общества «Аэропорт Сургут» экс-глава города, сегодня – депутат Государственной думы Александр Сидоров выделяет как особую страницу своей биографии. И это можно понять: пришлось немало потрудиться, чтобы на базе предприятия «Сургутавиа» создать акционерное общество открытого типа «Аэропорт Сургут». Причем не просто оформить бумаги, а привлечь деньги, и немалые. Даже не самая бедная в те годы городская казна выделить необходимый объем средств не смогла бы. Потому градоначальник предложил «скинуться» руководителям крупных предприятий. Большая часть на предложение откликнулась. Например, Юрий Важенин, в те годы руководитель «Сургутгазпрома», компании, правопреемница которой – ООО «Газпром трансгаз Сургут» – и сегодня является одним из значимых акционеров «Аэропорта Сургут». В «долю» вошли также Сургутский ГПЗ, «Сургутнефтегаз», «Тюменьэнерго», «Колавиа» и «ЮТэйр». Как самостоятельное юрлицо «Аэропорт Сургут» начал свою производственную деятельность в 1994 году.
Новое тысячелетие стало новой эпохой и для воздушных ворот города. В 2001 году аэропорт Сургута открыл международный сектор с пропускной способностью 150 человек в час. И ввел в эксплуатацию новый сектор вылета, позволяющий обслужить за час 600 человек. В тот знаковый год сургутский аэропорт смог обслужить 786 410 пассажиров, а в 2017 году – без малого на миллион больше! По большому счету – при тех же технических параметрах: строительства нового терминала или просто расширения существующего все еще не произошло.
Перезагрузка от перегрузки
Как в существующих условиях «перегрузки» предприятию удается не только не терять, а даже набирать высоту, «Новостям Югры» рассказал генеральный директор ОАО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков:
– В прошлом году наше предприятие по количеству обслуженных пассажиров установило новый рекорд: 1 723 312 человек, что на 15,7 % больше показателя прошлого года. А полуторамиллионного пассажира мы встретили еще в ноябре – на месяц раньше обычного, что в истории нашего аэропорта тоже произошло впервые.
– То есть почти в три раза больше, чем в 2001 году, когда произошла последняя модернизация. Но по количеству людей в здании аэровокзала это заметно только в часы пик. Большой толпы нет. Как вы смогли этого добиться?
– Пока проблему удается решать. Прежде всего – с помощью технологий. Например, мы запустили систему самостоятельной регистрации, которая позволяет значительно сократить время прохождения предполетных процедур и избежать очередей. Ею, кстати, можно воспользоваться, даже при путешествии с багажом. Обновили сайт. Теперь он в режиме реального времени информирует о прибытии и отправлении воздушных судов и является отличной площадкой для получения обратной связи, к примеру, в случае утери пассажирами личных вещей: для поиска создан раздел «Бюро находок».
Второй инструмент – логистика. Мы внедрили новые схемы трансферной перевозки – и пассажиров, и багажа. Они позволяют людям быстрее проходить предполетные формальности. Проработали оперативные схемы размещения в гостиницах для пассажиров, чьи рейсы по тем или иным причинам задерживаются. Сургутский аэропорт можно и нужно развивать как трансферный транспортный узел, мы это смогли доказать успешной программой по обслуживанию рейсов из Норильска, которую начали в прошлом году.
– Сколько направлений сургутский аэропорт обслуживает сегодня?
– Тридцать. Географией полетов мы очень дорожим. Потому предоставляем скидку на обслуживание авиакомпаниям, открывающим новые маршруты или выполняющим большое количество рейсов. Для таких партнеров существует программа лояльности. Нам интересно, чтобы авиакомпании работали с нами не только в периоды отпусков – высокий сезон, а круглый год. И если география расширится, мы будем только рады.
– А возможности позволяют?
– Пока да. На сегодняшний день аэропорт готов к приему и обслуживанию более 40 видов самолетов. В том числе и дальнемагистральных пассажирских самолетов. Boeing-767-200, Boeing-767-300 – с июля 2012 года, а в конце прошлого года – 5 ноября – на наше летное поле впервые приземлился Airbus A-330-200. Эти самолеты обслуживают международные рейсы.
Мы, со своей стороны, тоже работаем над повышением комфорта, в частности расширили международный сектор – изменили зоны приема багажа, регистрационных стоек и паспортного контроля. Переоборудовали зал ожидания – поменяли кресла. Но, пожалуй, главное – открыли в международном секторе новый зал прибытия.
– Как вы считаете, предприятие продолжит «набирать высоту»? Или существующей уже достаточно?
– «Набор высоты» придется продолжать, это требование времени. Наших пассажиров и партнеров-авиакомпаний. Экономика Сургута и ближайших городов в благополучии нашего аэропорта играет большую роль. Но особенно важен второй фактор – наличие базовой авиакомпании «ЮТэйр», которая обеспечивает нам хорошую маршрутную сеть и стабильный пассажиропоток. Сейчас уже можно с уверенностью говорить, что авиапредприятие вышло из кризиса, вернув лидирующие позиции в отрасли сразу по нескольким направлениям, в том числе по количеству региональных маршрутов. Но я не думаю, что компания остановится на достигнутых показателях. А значит, будем расти и мы.
Напомним, что выйти из кризисной ситуации якорному арендатору аэропорта Сургут – АК «ЮТэйр» – в 2015 году финансово помогло правительство региона, вложив 11,5 миллиарда рублей в акции компании, выпущенные допэмиссией, и тем самым увеличив долю своего участия до 38,8 %
уставного капитала. У Югры есть и доля активов ОАО «Аэропорт Сургут»: региональному правительству принадлежит 20 % акций компании.
Аэропорт Сургут сегодня – это не только воздушные ворота нефтяной столицы России. В состав предприятия входят также шесть оперативных посадочных площадок, на которых осуществляется заправка вертолетов авиакомпании «ЮТэйр – Вертолетные услуги», филиал «Аэропорт Талакан», аэропорт Ноябрьска, березовский филиал из четырех посадочных площадок в Березово, Игриме, Сергино и Саранпауле, а также филиал «Мыс Каменский».
Читайте также
Последние новости