Жил в Уфе человек, известный многим как дядя Миша или Михалыч. Не тот, который продавал мороженое (о нем я тоже писал), а так называемый криминальный авторитет. Само определение, по моему мнению, ужасное — что авторитетного может быть в криминале
Формально Михалыч был обычным предпринимателем и «безобразиев» не нарушал. Мало того,в народе он прослыл помощником и защитником — случись какая беда — люди шли к нему. Обидели сына, обманули мошенники — дядя Миша быстро разруливал ситуацию, и негодяи компенсировали ущерб и извинялись. Ну прям царь и бог, торжество справедливости.
Мой знакомый адвокат Юрий Алексеевич Голынец (год назад его не стало) работал у Михалыча юристом. Вот что он мне рассказал однажды:
— Я вытаскивал из тюрьмы его ребят. Они грабили фуры на дорогах. Причем, подставляли невиновных. Так по штату положено было – хочешь работать на меня – то и садишься за меня. А мы тебя кормим, создаем условия в тюрьме, потом «отмазываем». И сам дядя Миша ни разу не сидел. Он действовал чужими руками, формально сажать его было не за что. Руководство бандой нужно было еще доказать, чтобы те, кого посадили, сказали, что это он их заставил.
Вот такая вот «добродетель» — грабишь десятерых, одному помогаешь. Понимали ли условная обманутая пенсионерка, обратившаяся к нему за справедливостью, что из-за таких вот михалычей ее сына дальнобойщика чуть не убили на трассе, а у племянника сожгли на рынке ларек.
Принято считать девяностые годы разгулом преступности. И если происходит какой-нибудь погром, убийство или взрыв, говорят: 90-е возвращаются. Но они, судя по всему, никуда и не уходили, просто бандиты «переквалифицировались в управдомы». Теперь это предприниматели, депутаты, меценаты и т. д. — в общем, почтеннейшие и благороднейшие господа. Только вот методы конкурентной борьбы во многом остались прежними: убийства, вымогательства, рейдерские захваты… Специально не буду приводить конкретные примеры, сами в новостях найдете. Ну а внешне все чинно, благородно.
Как рассказывал мне адвокат Голынец, и у меня есть все основания ему верить, в Уфе до сих пор есть банды, собирающие дань с предпринимателей.
— Воры в законе выполняют роль смотрящих, разводящих конфликты группировок. В каждом районе есть смотрящие. Как говорят, разводят кроликов. Допустим, «встряхнулись» две группки — приходят жаловаться к смотрящему. Смотрящий рассуживает: вы правы, а вы — нет и должны заплатить. Идут поборы с предпринимателей, ларьков. Но сейчас, в отличие от 90-х, можно пожаловаться, а раньше помощи ждать было не от кого.
Несколько лет назад самого Михалыча тоже убили. И сейчас подрастает новое поколение, очарованных блатной романтикой, оболтусов. Осознают ли они, что их «всех когда-нибудь укокошат»?
Читайте также
Последние новости