Кардинальные реформы коснулись почти всех сегментов социальной жизни Китая, начиная от сферы развлечений и заканчивая частным репетиторством. По мнению западных экспертов, речь идет о масштабной кампании режима Си Цзиньпина по ужесточению контроля над населением.
Китайские технологические гиганты добровольно передают многомесячную прибыль государству, чтобы продемонстрировать свою лояльность Коммунистической партии. Популярные актеры были «стерты» из интернета, а группы их онлайн-фанатов перестали существовать. Юным геймерам теперь разрешается играть не более трех часов в неделю.
Во все китайские школы были направлены 147 тысяч новоявленных инспекторов для надзора за общенациональным распространением идеологии верховного лидера Китая Си Цзиньпина. Будь то электронная торговля, сфера развлечений, образование или компьютерные игры, практически все сферы социальной жизни в стране стали объектом бурной регламентирующей деятельности правительства.
Каскад репрессивных мер был стремительным и труднообъяснимым. Некоторые наблюдатели сравнивают попытки КПК в области социальной инженерии с тем, что происходило во время Культурной революции. Как и в шестидесятые годы, китайский режим сформулировал ряд мер, объявив их необходимыми для общественного блага. Однако темпы на этот раз были просто головокружительными, а тщательность не знает прецедентов в недавней истории Китая.
По словам профессора политологии в Университете Майами Джун Тойфель, это похоже на «первые дни» культурной революции. Роберт Аткинсон, экономист и основатель вашингтонского аналитического центра информационных технологий и инноваций, заявил, что некоторые из упомянутых мер отражают усилия Пекина по ограничению свободы мнений. В качестве примеров он привел запрет пропаганды «женоподобных мужчин-актеров» и ограничения в области компьютерных игр.
«Возникает ощущение, что Си хочет сказать: «Нет, нам не нужно индивидуалистическое общество. Ваша функция, как граждан Китая состоит в том, чтобы поддерживать государство и подчиняться ему», – заявил Аткинсон в интервью изданию Epoch Times. – Цель состоит не в том, чтобы сделать людей счастливыми, а в том, чтобы сделать государство могущественным».
«Соломинкой, которая сломала хребет верблюду», стало выступление Джека Ма, основателя интернет-гиганта Alibaba, с резкой критикой в адрес финансового регулирования в Китае. За свою откровенность предприниматель поплатился, «пропав без вести» на три месяца. Кроме того, власти отменили первичное размещение акций финтех-компании Ant Group, родственной Alibaba. Наказание Ма, судя по всему, положило начало масштабной перестройке, охватившей практически все аспекты общественной жизни Китая.
Параллельно с давлением на бизнес Пекин вернулся к лозунгу «всеобщего благоденствия» как конечной цели социализма. Недавние обещания Си включают пункт о перераспределении богатства с целью устранения огромного разрыва в доходах, и это, по мнению экспертов, принесет ему дополнительную поддержку населения во время выборов, намеченных на конец 2022 года.
За нынешней лавиной перемен стоит видение великого «омоложения нации», о котором Си много раз упоминал 1 июля в своей речи по случаю 100-летия КПК. Но эта кампания наткнулась на некоторые внутренние препятствия. Трудовые ресурсы Китая сокращаются уже много лет, отчасти из-за политики «одна семья – один ребенок» Даже когда в 2016 году правила изменились, и гражданам разрешили иметь двух детей в семье, дополнительные расходы отпугнули многих потенциальных родителей, особенно в городах. Пекин, который в настоящее время поощряет появление третьего ребенка в семье, отменил экзамены для первоклассников и запретил частные репетиторские компании, обвинив их в «нанесении финансового ущерба семьям».
Эти меры неоднозначно восприняты китайскими родителями, которые тратят много времени и денег на образование своих детей, чтобы подготовить их к высокому конкурсу при поступлении в университет. Однако, существует мнение, согласно которому эта политика не способствует облегчению беспокойства родителей о будущем своих детей. По мнению аналитиков, для большинства семей система образования является «последним шансом изменить судьбу ребенка», в то время как партия монополизировала все ресурсы общества.
С сокращением числа репетиторов в результате введения новых правил стоимость этих услуг может стать непомерно высокой, и, в конечном итоге, лишь состоятельные семьи смогут дать своим детям конкурентные преимущества.
Еще одним препятствием на пути к «процветанию» является отсутствие энтузиазма у китайских миллениалов. Новая контркультура под названием «танпин», или «лежать и ничего не делать», завоевывает популярность среди молодежи. Это полная противоположность тому, что нужно Си Цзиньпину, чтобы поддерживать амбиции Пекина.
По словам аналитика Антонио Грасеффо, специалиста по китайской экономике, острая проблема с деньгами вынуждает Пекин оказывать давление на богатых. Особо заразный штамм коронавируса «Дельта», который распространился в августе на половине территории Китая, бросил вызов дорогостоящей стратегии Пекина по закрытию городов. Эта стратегия нанесла колоссальный ущерб туризму, некогда процветающей индустрии, на которую в 2019 году приходилось примерно 10 процентов экономики Китая.
Рост продаж и объем промышленного производства в августе достигли минимума из-за карантинных мер. А тем временем общий долг Китая вырос в 2020 году примерно на 30 процентов и достиг почти 270 процентов ВВП. Данные за август показали, что каждый седьмой молодой работник в городе в возрасте от 16 до 24 лет не смог найти работу. Меры против частного репетиторства вызвали дополнительную волну увольнений. По мнению экспертов, эти признаки указывают на «грань экономического кризиса».
Попытки стимулировать экономический рост срывает также практика КПК по встраиванию своих филиалов в руководство компаний, поскольку это дополнительно ограничивает экономическую свободу. Эти люди не собираются принимать решения, исходя из соображений рентабельности и эффективности. Они руководствуются партийными интересами.
Наконец, нельзя не упомянуть, что режим сталкивается с сильными встречными ветрами с Запада. В прошлом году Пекин решительно дал отпор западной критике по поводу нарушений прав человека, милитаризма, а также отсутствия прозрачности в отношении происхождения Covid-19. Одетый в серый костюм в маоистском стиле во время церемонии празднования столетия партии, Си предупредил, что если иностранные силы посмеют запугивать Китай, им «проломят головы».
Читайте также
Последние новости