В последние годы исторический центр Уфы активно застраивается современным жильем. Высота новых зданий редко бывает ниже 12-15 этажей, а в районе Монумента Дружбы возводится 99-метровая жилая «свечка», которая войдет в тройку самых высоких городских объектов.
Сносу исторических кварталов способствует их неприглядное состояние и интересы стройбизнеса. Жилье в центре Уфы при сравнимом уровне комфорта и себестоимости продается значительно дороже, чем в Затоне, Инорсе или Черниковке. Застройщик получает большую прибыль, что и объясняет его повышенный интерес. С другой стороны, наличие в деловом и культурном центре сотен полуразвалившихся деревянных домов с удобствами во дворе явно не добавляет положительного имиджа городу. В результате застройка исторических кварталов стремительно набирает темп, причем инвесторы стараются получить с небольших участков максимальный выход жилья, делая ставку на проектирование высоток.
Историки и краеведы в один голос заявляют о потере Уфой ее архитектурной самобытности. Застройщики редко заботятся о восстановлении исторических домов и их интеграции в проекты новых жилых комплексов. Архитектурное наследие часто рассматривается лишь как досадная помеха. В результате за последние годы были уничтожены десятки домов-памятников, многие из которых имели охранный статус.
Но утрата исторического наследия — только часть проблемы. Высотная застройка позволяет разместить на ограниченном пространстве большое число людей, вызывая перенаселенность и дефицит социальной инфраструктуры. Еще более сложен транспортный вопрос. Сейчас при проектировании жилых домов используется норматив создания не менее 350 парковочных мест на тысячу жителей. Но он уже не удовлетворяет потребностям новостроек, где одна семья часто имеет по несколько автомобилей. Каждый новый жилой комплекс — это тысячи машин, которые утром и вечером будут выезжать на перегруженные центральные улицы. В исторической части города также сосредоточена большая часть вузов, множество организаций, офисов, ведомств и министерств, что еще больше осложняет и без того непростую дорожную обстановку.
В Москве и ряде других крупных российских мегаполисов непродуманная застройка уже привела к тяжелейшим заторам в часы пик. Если Уфа будет двигаться в том же направлении, через несколько лет центр может встать в бесконечных пробках. Дороги практически не имеют резерва для расширения, а отказаться от личного автомобиля и пересесть в общественный транспорт большинство уфимцев явно не готово.
Сейчас Институт Генплана Москвы разрабатывает новый Генеральный план развития столицы Башкирии на период до 2040 года. Хочется верить, что московским специалистам удастся решить проблему наметившейся переуплотненности исторической части Уфы. Для этого в некоторых центральных районах возможно введение ограничений на этажность возводимых домов. Часть расселенных кварталов лучше использовать не под жилую застройку, а создание новых зон отдыха и социально-культурных объектов. Можно учесть и европейский опыт, где в крупных городах активно работают над выносом из центра различных госучреждений. Снижение автотрафика позволяет эффективно использовать городское пространство для прогулок и отдыха местных жителей и гостей. Такую практику в будущем можно применять и в Уфе.
Читайте также
Последние новости