10 апреля 1945 года советский сухогруз пришвартовался к обледеневшему пирсу военной базы в богом забытой оконечности Аляски, метко прозванной «Холодной бухтой». На борту судна находилось более пятисот советских моряков.
Советские военнослужащие прибыли для прохождения обучения экипажа первого из ста сорока девяти кораблей ВМС США, предназначенного для передачи Советскому Союзу. Секретной миссией этой флотилии была переброска Красной Армии для вторжения в Японию, хотя на тот момент Москва и Токио официально ещё соблюдали нейтралитет.
В начале 1945 года американские военные прекрасно осознавали, что высадка десанта на основные японские острова окажется для них слишком кровопролитной. Если японские солдаты так отчаянно бились насмерть за столь далёкие и пустынные клочки суши в океане как Пелелиу или Иводзима, то чего уж говорить об их решимости сражаться за отчий дом на густонаселённых Хоккайдо и Хонсю, где живут их семьи.
И поэтому президент США Франклин Рузвельт старательно обхаживал Сталина с тем, чтобы склонить его отправить Красную Армию на поддержку вторжения, в чём советский генералиссимус изначально не был заинтересован. Ещё ранее, в октябре 1939 года советские танки и монгольская конница сокрушили японские войска в решающей битве на Халхин-Голе, после чего СССР и Япония заключили пакт о нейтралитете. У японской Квантунской армии не было желания продолжать сражаться, и Советский Союз получил свободу действий для скорейшего отражения нацистского вторжения, по итогам которого СССР потерял 20 миллионов человек мирного населения и семь миллионов военнослужащих.
Наконец, в октябре 1944 года Сталин сказал Рузвельту и британскому премьер-министру Уинстону Черчиллю, что он поручит Красной армии сражаться с японцами только через три месяца после разгрома нацистской Германии, и только в том случае, если его обеспечат для этого кораблями.
Несмотря на то, что Советский флот во время Второй Мировой войны проводил небольшие десантные операции в Арктике и на Балтийском и Черных морях, его сухопутные войска никогда не участвовали в крупных десантных операциях, да и не имели возможностей, которыми обладали союзники. Советские корабли в основе своей были развёрнуты на атлантическом направлении для отражения немецко-фашистской агрессии. Если США хотели привлечь СССР к оказанию помощи во вторжении в Японию, им было необходимо не только предоставить Советскому Союзу достаточное для десантирования количество кораблей, но и обучить экипажи для них.
То, что происходило дальше, подробно описано Ричардом Расселом в его исследовании «Проект Хула: Тайное советско-американское сотрудничество в войне против Японии».
В феврале 1945 года Вашингтон и Москва договорились организовать передачу кораблей в Колд-Бей (Холодная Бухта) в штате Аляска, поскольку на этом месте находилась заброшенная армейская база Форт-Рэндалл, и отсутствовало гражданское население. Поскольку Советы официально сохраняли нейтралитет с Японией, было важно, чтобы наращивание военно-морского флота под кодовым названием «Проект Хула» оставалось в секрете.
В итоге было утверждено решение о передаче ста восьмидесяти кораблей. Наиболее боеспособными были тридцать патрульных фрегатов класса «Тахома», водоизмещением 1415 тонн, приспособленные для противолодочной борьбы, вооружённые тремя 3-дюймовыми орудиями, несколькими зенитными пушками и глубинными бомбометателями. Их дополняли тридцать четыре аналогично вооружённых минных тральщика класса «Эдмирэбл», что составляло меньше половины передаваемого имущества. Также передавалось 92 охотника за подводными лодками и деревянные вспомогательные торпедные катера, а также четыре тихоходные плавучие мастерские для проведения ремонтных работ прямо в море. Однако самое большое значение в передаваемой флотилии имели тридцать больших десантных кораблей, оснащённых пандусами, с которых на берег могли десантироваться сразу двести морских пехотинцев.
В марте делегация ВМФ СССР прибыла в Колд-Бей, чтобы обсудить программу обучения со Штабом ВМС США, насчитывавшим 1350 человек во главе с капитаном Уильямом Максвеллом, ветераном — офицером линкора, обладавшим великолепными манерами.
Русские отдавали предпочтение практическим занятиям на море, в то время как американцы больше склонялись к занятиям в аудиториях, но, в конце концов, обе стороны пришли к обоюдному согласию.
Первые пять советских кораблей с 2 тысячами 358 людьми на борту — советскими моряками и их командиром, контр-адмиралом Борисом Поповым, прибыли в период с 10 по 14 апреля. В течение последующих недель, по мере того, как американские корабли приходили в залив, они проходили обучение. Многие корабли требовали ремонта из-за плохого обслуживания и неблагоприятных погодных условий.
Вполне предсказуемые сложности возникли с языковым барьером, особенно в плане разъяснения технологий радара и сонара, с которыми основная масса советских моряков не была знакома. Тем не менее, вскоре англоязычные инструкции были переведены на русский, а наиболее одарённые ученики были привлечены к обучению последующих партий советских моряков.
Американцы и советские моряки, по общему мнению, вполне неплохо ладили, и любили порой пострелять из палубных орудий.
Несмотря на языковые трудности и частые поломки «охотников» за подлодками, начиная с 17 мая, после особых церемоний, корабли выводились из эксплуатации ВМС США и отправлялись в Советский Союз с уже обученными экипажами. К 31 июля в порт Петропавловска прибыло более ста судов.
Через восемь дней после этого, 8 августа 1945 года, спустя ровно три месяца после капитуляции фашистской Германии, механизированный Молох Красной армии вступил в бой с практически обезоруженной Квантунской армией в Манчжурии.
Пока проект «Хула» ещё находился в работе, советский Военно-морской флот уже перебросил свои недавно приобретённые корабли в акваторию, лежащую между Россией и Японией. Их целью были две параллельные цепи островов, ступеньками простиравшиеся к исходному острову Японии – Хоккайдо: огромный Сахалин, протянувшийся параллельно российскому берегу и находившийся под раздельным советским и японским управлением, и Курильская островная гряда, раскинувшаяся от российского полуострова Камчатка до истока Японии — Хоккайдо.
Советские сухопутные войска, находившиеся на Северном Сахалине, начали вторжение в его южную часть 11 августа. 15 августа японские силы получили приказ прекратить сопротивление, и с 16 августа Советский Союз приступил к серии высадок морского десанта. Тем не менее, японский гарнизон продолжал обороняться, и десантники несли потери, сумев овладеть прибрежными портами Торо и Маока только после того, как произошла официальная капитуляция.
18 сентября на рассвете начался ещё более ожесточённый штурм Курильских островов. Шестнадцать десантных кораблей, переданных СССР по проекту «Хула», были развёрнуты для высадки советских морпехов на пляже Такеда острова Шумшу. Береговые батареи мыса Кокутан потопили пять из них, оставив наступающую морскую пехоту без радиосвязи и орудийной поддержки. Японцам почти удалось отбить захваченный было у них плацдарм, но советская поддержка с воздуха, истребители танков с противотанковыми ружьями и артиллерийский огонь с моря, в конечном счёте, разметали легкобронированные японские танки Тип-94 и 97, смяв контратаку обороняющихся. Через несколько дней японский гарнизон, наконец, выполнил приказ о капитуляции, и советские военно-морские силы начали обеспечивать безопасность остальных Курил.
Проект «Хула» был завершён только 4 сентября, через два дня после официальной капитуляции Японии, акт о которой был подписан на борту американского линейного корабля «USS Missouri». За время действия проекта 12 тысяч советских моряков прошли обучение, Советскому Союзу было передано 149 кораблей. Четыре месяца спустя ВМС США начали требовать их возвращения.
Но к тому времени маленькая, почти незаметная вещь под названием «Холодная война» уже начала подтачивать советско-американское сотрудничество. Двадцать семь патрульных фрегатов, наконец-то, были возвращены в октябре 1949 года, кроме одного, севшего на мель. Пятнадцать уцелевших десантных кораблей из двадцати пяти, переданных СССР союзниками, не были возвращены до 1955 года. За это время корабли пришли в настолько печальное состояние, что ВМС США даже не захотели брать на себя расходы по их утилизации, поэтому оставшиеся девяносто кораблей были затоплены или проданы обратно Советам на металлолом.
Читайте также
Последние новости