Эксперты вашингтонского Института международных финансов (ИМФ) пришли к выводу, что новый пакет американских санкций против России, призванный нанести удар по суверенному долгу Москвы, может оказаться крайне малоэффективным, и в то же время повлечь за собой широкий перечень непредвиденных негативных последствий для международной финансовой системы.
В частности, аналитики ИМФ предупреждают, что «два ключевых законопроекта могут произвести эффект, противоположный задуманному».
Первый из них – закон «О защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKA), разработанный при активном участии сенатора-республиканца Линдси Грэма. Среди прочего, он нацелен на российские финансовые институты и государственный долг, включая облигации, выпущенные Центральным банком России и Фондом национального благосостояния, а также любые другие финансовые инструменты, эмитируемые российскими финансовыми учреждениями от имени государства, и, наконец, любые ценные бумаги, определенные президентом Владимиром Путиным для представления суверенного долга.
Второй законопроект – «О защите выборов от угроз путем установления красных линий» (DETER), который считается ответом на попытки России вмешаться в американские президентские выборы 2020 года.
Согласно выводам аналитиков ИМФ, новые санкции Соединенных Штатов, и в частности DASKA и DETER, могут привести к значительным побочным последствиям для финансовых рынков и негативным последствиям для нероссийских компаний.
«Ограничения в отношении еврооблигаций, введенные Соединенными Штатами, могут быть восприняты как вторичные санкции, фактически лишающие неамериканские компании доступа к первичному рынку российских государственных облигаций, номинированных в долларах», – подчеркивается в докладе. При этом авторы указывают, что российские еврооблигации по-прежнему входят в ключевые индексы развивающихся рынков. В то же время, существуют различные каналы, через которые Россия теоретически может продолжать эмиссию еврооблигаций, номинированных в американских долларах.
Аналитики ИМФ также считают, что введение санкций в отношении первичного рынка ОФЗ (купонных облигаций федерального займа, выпускаемых российским правительством), может принести дополнительную выгоду местным банкам, включая те, что находятся под контролем государства (93,5 процента активов). Это обусловлено тем фактом, что в условиях указанных санкций российские организации «укрепят свои позиции в качестве посредников, приобретая ОФЗ у эмитента, то есть государства, и продавая их иностранным организациям на вторичном рынке. Санкции, выходящие за пределы первичного рынка, по всей вероятности, еще больше укрепят их позиции, поскольку они смогут приобретать государственные облигации с определенным дисконтом».
При таком сценарии иностранные компании и организации, возможно, будут вынуждены уйти с российского рынка, поскольку операции в условиях отсутствия доступа к ОФЗ как инструменту управления ликвидностью, а также соблюдение нормативных требований при невозможности использовать корреспондентские счета в Центральном банке России, «делают присутствие на российском рынке невыгодным для большинства иностранных банков».
Что касается тех иностранных компаний, которые примут решение остаться в России, им придется действовать через посредничество местных игроков для получения базовых банковских услуг. «С высокой вероятностью административная неопределенность возникнет также в отношении банков с иностранным участием и совместных проектов», – указывают авторы доклада.
В то время как два ключевых законопроекта, предложенных Конгрессом, могут оказаться абсолютно неэффективными, аналитики ИМФ полагают, что американские санкции в отношении проекта «Северный поток-2», газопровода, предназначенного для транспортировки российского природного газа в Германию по дну Балтийского моря в обход Украины и тем самым ставящего под угрозу энергетическую безопасность этой страны, оказались «весьма эффективными».
Вместо того, чтобы нанести удар по российским компаниям и организациям, эти меры фактически представляли собой угрозу западноевропейским компаниям и их активам в США, в случае если они не прекратят сотрудничество с консорциумом, возглавляемым Россией, который осуществляет проект строительства газопровода. В итоге, эти компании вышли из проекта, понеся существенные убытки.
«В результате завершение строительства «Северного потока-2», первоначально намеченное на начало нынешнего года, может быть отложено на довольно значительный срок, поскольку опыт прокладки подобных трубопроводов и соответствующее оборудование является труднодоступным», – говорится в докладе. При этом авторы отмечают, что «упомянутые меры были с неудовлетворением восприняты союзниками Соединенных Штатов в Европе, и прежде всего Германией».
Читайте также
Последние новости