Древний Шелковый Путь был торговой сетью, которая некогда соединяла цивилизации. Римские, греческие, арабские, индийские и другие купцы вели свои караваны по этому маршруту. Вместе с торговлей такими товарами как драгоценный китайский шелк, происходил обмен культурами, технологиями и философскими знаниями.
Подпись к изображению: Китайские инвесторы знакомятся с проектом сухого дока, который предстоит построить в Оманском порту Дукм, 24мая 2016 года
Сегодня Китай смотрит в будущее, стремясь воскресить былую славу с помощью «экономического пояса Шелкового Пути» и «морского Шелкового Пути», объединенных в грандиозную инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП). Уже более 60 стран и международных организаций присоединились к этому инфраструктурному проекту. От России на севере до Мьянмы на юге и Атлантики на Западе, сухопутная часть ОПОП охватывает значительную часть планеты. Морской Шелковый путь будет включать Сингапур и многие порты вдоль побережья Индийского океана, в том числе в Восточной Африке и на островах Океании.
Планы создания экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути были объявлены соответственно в сентябре и октябре 2013 года, и многие страны, расположенные вдоль этих маршрутов, присоединились к возглавляемому Китаем Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ). В эту всеобъемлющую стратегию были включены такие проекты как Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), оцениваемый в 60 миллиардов долларов, что, по мнению многих аналитиков, свидетельствует о претензиях Китая на глобальное влияние.
В то время как Китай развивает планы усиления своего влияния на евразийском континенте, такие соперники как Индия, Япония и Россия встревоженно наблюдают за действиями своего все более настойчивого и амбициозного соседа.
Подпись к изображению: Карта, иллюстрирующая инициативу ОПОП на Азиатском финансовом форуме в Гонконге, 2016 г.
Проекты, включенные в ОПОП многочисленны, но в основном все они сосредоточены на инфраструктуре, транспорте и энергетике. К ним относится уже завершенный железнодорожный маршрут, по которому товары перевозятся из крупнейшего торгового центра Иу в Восточном Китае, в столицу Испании Мадрид.
Строительство гидроэлектростанции Карот в страдающем от недостатка энергии Пакистане, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году, финансируется из основанного Китаем фонда Шелкового пути. Это событие станет важным индикатором способности Китая строить мощные гидроэлектростанции за рубежом.
Оман намерен с помощью Китая построить совершенно новый город на своем побережье, в 550 километрах от Маската. Этот проект стоимостью 10,7 миллиарда долларов США призван превратить уединенный морской порт Дукм в крупный центр глобальной торговли и производства. Долгосрочные планы включают в себя строительство ряда промышленных объектов, в том числе нефтеперерабатывающего завода, а также завода по производству метанола, который обойдется во многие миллиарды долларов, и многих других производств в особой экономической зоне Дукм. В этой же стране предполагается создание 200-миллионной пятизвездочной туристической зоны.
В Абу-Даби была заключена сделка между китайской провинцией Цзянсу и местными портами, предусматривающая развитие производства на территории зоны свободной торговли вокруг порта Халифа.
В Индийском океане Китаю только что вручили документы об аренде порта Хамбантота на территории погрязшей в долгах Шри-Ланки, что вызвало протесты по поводу, как полагают политические противники, эрозии государственного суверенитета.
Подпись к изображению: Порт Хамбантота на юге Шри-Ланки был передан Китаю в аренду сроком на 99 лет
К северо-западу от Шри-Ланки и Индии, крупным получателем китайских инвестиций является Пакистан. Китай намерен превратить порт Гвадар на южном побережье страны в мега-порт. Планы предусматривают строительство экспортоориентированных предприятий на территории особых экономических зон, а также сети трубопроводов для транспортировки энергоносителей и ряда железных и автомобильных дорог, которые свяжут порт Гвадар с западными регионами Китая.
Китай пообещал предоставить гранты на сумму 500 миллионов долларов, для того чтобы превратить Гвадар, по словам Пекина и Исламабада, в жемчужину их сотрудничества. Из этой суммы 230 миллионов будут направлены на строительство нового международного аэропорта, а остальные – на остро необходимую инфраструктуру водоснабжения, больницу и технический колледж.
В Центральной Азии Китай построил сухой порт в Казахстане, превратив бесплодную равнину в «Ворота Хоргос» — новый грузовой терминал для товарных поездов Восток-Запад. Трубопроводы для транспортировки природного газа проложены уже по всей территории центрально-азиатских «станов», а в стадии разработки – высокоскоростные железнодорожные магистрали, которые свяжут Западный Китай с Ираном.
Впрочем, проекты инициативы ОПОП столкнулись с некоторыми препятствиями и задержками. Так, в Пакистане Китай намеревался профинансировать строительство дамбы Диамер-Биша на реке Инд, стоимостью 14 миллиардов долларов, но пакистанские чиновники отказались от условий финансирования, включавших право собственности Китая на весь объект. Пакистан намерен в одиночку построить эту плотину, являющуюся элементом КПЭК.
Кроме того, Китай сталкивается с конкуренцией со стороны региональных соперников, Индии и Японии, которые провозгласили намерение углубить свои стратегические связи. Эти две страны провели совместные военные учения и даже выдвинули собственную грандиозную инициативу – Азиатско-африканский коридор роста. Однако, Индии не хватает капитала для конкуренции и она сосредоточила усилия главным образом на Юго-Восточной Азии и Иране, в результате чего Японии предстоит стать главным соперником Китая в области инфраструктурного развития стран Азии.
Еще одна проблема, во всяком случае, для стран-партнеров Китая, заключается в том, будут ли проекты ОПОП приносить реальную экономическую выгоду. Для стран, которые передали свои ключевые активы, подобно порту Хамбантота в Шри-Ланке, китайские инвестиции будут стоить гигантских издержек. Другие страны будут обращать внимание на подобные случаи, а в Пакистане официальные лица уже предпочли самостоятельно осуществить финансирование строительства дамбы Диамер-Баша, но не передавать контроль над этим объектом Пекину.
Для президента КНР Си Цзиньпина, самого сильного лидера в течение многих десятилетий, ОПОП является главной внешнеполитической стратегией, направленной на расширение торговых связей и политического влияния Китая. Вовлечение Европы и Азии в тесную торговую сеть, координационным центром которой выступает Китай, бросает вызов доминирующей позиции Соединенных Штатов, которые рассматривают Европу и Азию как свои заокеанские провинции.
Инициатива ОПОП в связана не только с глобальной стратегией, но и в немалой степени с внутренними экономическими и политическими проблемами. Речь идет о попытках стабилизировать власть Коммунистической партии Китая. Как и многие инициативы на внутригосударственном уровне, ОПОП является одновременно дерзкой и прагматичной, а кроме того за ней стоят гигантские деньги. Внутри страны ОПОП позволяет Си Цзиньпину осуществлять контроль над крупными государственными предприятиями страны. На фоне снижения интереса к внутреннему строительству проекты ОПОП дадут промышленным секторам Китая возможность переориентировать свои избыточные мощности. Пекин также требует, чтобы компании на уровне провинций для получения кредитов на осуществление региональных проектов ОПОП обращались за одобрением к Коммунистической партии, что позволит укрепить централизованный контроль в стране.
Благодаря межконтинентальному масштабу ОПОП, Си Цзиньпин хочет видеть Китай глобальной державой, оказывающей влияние с помощью мягкой и жесткой силы на огромной части планеты. Но достигнет ли эта инициатива своей столь амбициозной цели, зависит от факторов, которые находятся вне контроля Пекина.
Одним из таких факторов является Россия, которая исторически воспринимает себя в качестве доминирующей силы в Евразии. Хотя Владимир Путин публично тепло отзывался об инициативе ОПОП, многие в окружении президента России рассматривают растущее присутствие Китая в странах Центральной Азии как повод для обеспокоенности. Несмотря на широко известную личную близость между Владимиром Путиным и Си Цзиньпином, у этих двух лидеров есть очень разные подходы к своим схожим целям – добиться статуса мировой державы для своих стран.
Москва обращает внимание на экономику, но использует целый арсенал инструментов, чтобы влиять на геополитику. Пекин, со своей стороны, видит в экономическом росте главный инструмент, и ОПОП является прекрасной иллюстрацией его стратегии. Однако, чтобы безопасно продолжать осуществлять инвестиции в Центральной Азии, Китаю потребуется поддержка России или как минимум, ее молчаливое согласие. К такому выводу пришла Ю Цзе, автор доклада «ОПОП: проверка реальности», сделанного для аналитического центра Лондонской школы внешнеэкономической политики LSE Ideas.
В своем докладе Ю Цзе описывает долгосрочные угрозы этому плану. Она сравнивает его с планом Маршалла после второй мировой войны. Но у ОПОП, по ее мнению, нет видения, выходящего за рамки экономической мотивации. Кроме того, многие из стран, входящих в орбиту этой инициативы, сталкиваются с внутренними проблемами, связанными с управлением, безопасностью и этническими конфликтами.
Учитывая тот факт, что для реализации проектов в шестидесяти странах в рамках ОПОП предусмотрено финансирование в объеме 900 миллиардов долларов, главная внешнеполитическая стратегия Китая, безусловно, обладает грандиозным масштабом, амбициями и деньгами. Однако, станут ли все эти страны ближе к Китаю и его мировоззрению, пока неизвестно.
В конце концов, что представляет собой мировоззрение Пекина? Это просто мир, в котором Китай является, как в древние времена, Серединным Царством, центром мироздания? А какая от этого польза другим странам? Эти вопросы могут на определенном этапе приобрести решающее значение, по мере того как Китай «покупает» себе дорогу к глобальному влиянию.
Читайте также
Последние новости