В то время как мир пытается преодолеть последствия пандемии Covid-19, национальные государства сталкиваются с дополнительной неопределенностью, которую усугубляет переформатирование международной системы. Соперничество между Соединенными Штатами и Китаем как таковое ни у кого не вызывает удивления, но его обострение из-за пандемии сделало это биполярное противостояние главной осью, вокруг которой, вероятно, будет вращаться новый формирующийся мировой порядок.
Как Индия, так и Россия, сами по себе являются важными игроками на мировой арене, но ни одна из этих стран не займет две верхние позиции в мировом порядке. Их внешнеполитический выбор неизбежно будет находиться под влиянием изменений баланса сил между сверхдержавами. И это влияние будет усиливаться в зависимости от того, как развиваются отношения каждой из двух стран с США и Китаем.
Хотя двусторонние отношения между Индией и Россией не отягощены активным конфликтом, воздействие внешних факторов больше нельзя игнорировать или недооценивать. Таким образом, целесообразно рассмотреть влияние этих факторов на многолетнее «особое и привилегированное партнерство» Нью-Дели и Москвы на фоне нынешних изменений в мировой политике.
В то время как соперничество между США и Китаем угрожает нарушить ход вещей, Индия и Россия остаются сторонниками многополярного мирового порядка, осознавая те ограничения, которые биполярность неизбежно наложит на их внешнеполитический выбор. Они акцентируют свою независимость в проведении внешней политики и воздерживаются от альянсов. Однако это не означает, что между двумя сторонами имеется полное согласие по поводу мирового порядка, который постоянно находится в движении и сочетает в себе элементы биполярности и многополярности. Это приводит к более гибким отношениям, поскольку все заинтересованные стороны хеджируют ставки и стремятся определить свои позиции, защищая национальные интересы.
Нигде этот процесс не является столь отчетливым, как в Азии, которая представляет собой базу растущей мощи Китая, с которой он стремится бросить вызов существующему миропорядку. Эта география также имеет решающее значение для Индии и России. Однако, несмотря на дружеское двустороннее взаимодействие, им не удается расширить сотрудничество в этом регионе, который превратился в центр глобальной геополитики.
С 2014 года Китай стал главным внешним партнером России, причем их отношения еще более сблизились под влиянием растущей напряженности в отношениях с Западом, и прежде всего с США. Если говорить о России, разрыв связей с Западом не привел к ее успешному «развороту к Азии» с диверсифицированными отношениями по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону. И несмотря на свое возрождение в качестве значительной силы на мировой арене, Москва не сумела сформировать «центр силы» в Евразии или продемонстрировать, что у нее «достаточно ресурсов», чтобы позиционировать себя как ключевая региональная держава.
В свою очередь Индия переживает неуклонное ухудшение отношений с все более агрессивным Китаем. Именно это сделало поворот к США неизбежным политическим выбором Нью-Дели для сдерживания растущей мощи Китая, поскольку сама по себе Индия не имеет возможности диктовать правила наравне с Пекином. Это важно еще и потому, что близость российско-китайских отношений ведет к возникновению некоторых концептуальных разногласий по поводу формирующегося нового мирового порядка и того, как следует балансировать китайское влияние. Решение двух проблем – соперничества между Америкой и Китаем, а также баланса отношений каждой из этих стран с Индией и Россией – потребует искусного лавирования.
Уже сейчас имеются признаки того, что решить их будет сложно, несмотря на «особые и привилегированные отношения». Высказывание министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что Индия стала «объектом» западной политики вовлечения в «антикитайские игры путем продвижения Индо-Тихоокеанских стратегий», вызвало резкую реакцию индийского Министерства иностранных дел, а также редкое для Индии общественное неодобрение российской позиции. Хотя российская позиция может быть обусловлена прежде всего ее собственными разногласиями с США, она таит опасность игнорирования озабоченности многих игроков в Индо-Тихоокеанском регионе, где у Москвы весьма ограниченный простор для маневра из-за ее пока еще слабых связей.
Даже если Россия не поддерживает концепцию Индо-Тихоокеанского региона, вопрос, который ей следует хорошо обдумать, состоит в том, будет ли способствовать отчуждение таких важных партнеров, как Индия, ее усилиям по превращению в мощную евразийскую державу. Нельзя позволить, чтобы гордыня, связанная с тем, что в прошлом она была сверхдержавой, а также с возрождением влияния в нынешнем столетии, помешала России умело маневрировать в формирующемся новом мировом порядке. Заинтересованные стороны, такие как Индия и группа ASEAN, с радостью восприняли бы такую независимую политику России, которая позволила бы ей продемонстрировать сбалансированный подход и не восприниматься как младший партнер Китая.
Учитывая, что Москва по-прежнему не допускает мысли о подчинении какой-либо державе, сохраняется простор для двустороннего сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами – включая Центральную Азию, Западную Азию и Афганистан. В сущности, концепции Евразии и Индо-Тихоокеанского региона не являются взаимоисключающими. Напротив, они даже дополняют друг друга.
Вышеупомянутые внешние вызовы не означают, что Индия и Россия должны отказаться от тесного взаимодействия. Напротив, нынешний период перемен – именно то время, когда обе стороны связывают свои надежды с «особым и привилегированным стратегическим партнерством» для проведения многовекторной внешней политики. Самый важный результат этих отношений – стратегическое пространство, которое обе страны предоставляют друг другу для уравновешивания влияния США, Китая и других великих держав.
Какова была бы цена раскола между Индией и Россией? Россия, которая уже давно находится под давлением из-за разрыва отношений с Западом, окончательно лишилась бы свободы выбора стратегического партнера. Безальтернативный альянс с Китаем будет означать «угрозу политическому равновесию» в Евразии, то есть довольно мрачную перспективу для России, учитывая ее относительную слабость. С точки зрения Индии, официальный китайско-российский альянс означает доминирование Китая в Азии. При таком сценарии Индии ничего не оставалось бы, кроме как задуматься о подобных союзнических отношениях с Западом. Это привело бы к отказу от нынешней готовности взаимодействовать с разными сторонами, несмотря на различие интересов, что, в свою очередь, негативно отразилось бы на стремлении Индии к многополярному мировому порядку и сохранению стратегической автономии.
Чтобы предотвратить такое развитие событий, необходим ключевой шаг – оживление двусторонних отношений между Индией и Россией. В этом контексте такие действия, как дипломатические усилия Москвы, направленные на то, чтобы заставить Индию и Китай сесть за стол переговоров для урегулирования пограничного спора, имеют особую важность и гораздо более эффективны, чем вынесение на широкое обсуждение своих разногласий с Нью-Дели. Не менее важно оживление экономического сотрудничества, которое в настоящее время сосредоточено в оборонной и энергетической сферах. Хотя эти два направления останутся основой двусторонних связей, необходимо расширять экономическое взаимодействие.
Перспективный план экономического сотрудничества должен включать такие сферы как высокие технологии, биотехнологии, нанотехнологии, искусственный интеллект, космос, развитие стартапов и инноваций, фармацевтики и здравоохранения, то есть использовать сильные стороны двух стран. Важным шагом в этом направлении стало бы стимулирование участия в двустороннем сотрудничестве малого и среднего бизнеса. Кроме того, целесообразно развивать сотрудничество на Дальнем Востоке, как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
На самом деле, международная политика является областью постоянного взаимодействия между Россией и Индией, причем Москва поддерживает Нью-Дели по таким вопросам, как постоянное членство в Совете Безопасности ООН и вступление в Группу ядерных поставщиков (ГЯП). Готовность к продолжению сотрудничества ярко проявляется в таких форматах, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз. Даже международный транспортный коридор Север-Юг (МТК) был изначально задуман как многостороннее предприятие, в котором переплетаются экономические и геополитические факторы. Аналогичными соображениями руководствуется и перспективный морской торговый маршрут Ченнай-Владивосток. Индийская сторона надеется, что помимо развития торговых связей с российским Дальним Востоком, он послужит мостом между Евразийским экономическим союзом и Индо-Тихоокеанским интеграционным форматом. Было бы целесообразно также обсудить возрождение сотрудничества между Индией, Ираном и Россией по проблеме Афганистана.
Ни индийско-китайские, ни американо-российские отношения, скорее всего, не улучшатся в ближайшее время. При этом Соединенные Штаты и Китай будут оставаться ключевыми партнерами Индии и России соответственно. Таким образом, возможно, было бы разумно активизировать свободное и откровенное обсуждение всех проблем, а также решительное сохранение нейтралитета в вопросах, представляющих взаимный интерес.
Все вышеперечисленное должно способствовать тому, чтобы в условиях неопределенности в стремительно меняющемся мире взаимодействие Индии и России с другими державами не наносило ущерба их двустороннему сотрудничеству, предоставляя обеим сторонам свободу маневра для укрепления их политических, экономических, военных и культурных связей.
Читайте также
Последние новости