В ответ на закупку Индией российской системы ПВО С-400 Соединённые Штаты сделали Дели встречное предложение приобрести комплексы THAAD. На первый взгляд, это может показаться простым коммерческим ходом, однако более глубокий анализ показывает, что США совершенно неправильно трактуют намерения Индии. Это не сулит ничего хорошего двусторонним отношениям, поскольку отражает серьёзное недопонимание, а также говорит об отсутствии серьёзной аналитики в Вашингтоне.
С одной стороны, С-400 – опасное оружие. Его большая дальность (до 400 километров в зависимости от типа ракеты) означает, что даже находясь в 100 километрах от границы, он может сбивать самолёты, летящие над пакистанской территорией в 300 километрах от Индии. В связи с этим индийские ВВС считают С-400 самой мощной системой, которую можно выставить против F-16 и других американских истребителей, особенно учитывая серьёзную роль, которую она сыграла в Сирии – напомним, после того, как Турция сбила российский самолёт, Москва развернула С-400, что удержало Анкару от дальнейших действий.
К сожалению, это только часть правды – как показала ситуация в той же Сирии, самолёты и крылатые ракеты НАТО способны проникать в воздушное пространство страны, «обманывая» С-400. Кроме того, этот комплекс не может быть полностью интегрирован в систему индийских вооружений, приобретаемых как на Западе, так и на Востоке. Очевидно, что обозначенная причина по сдерживанию F-16 не отражает всей полноты картины.
США не понимают, что сделка была заключена под давлением Москвы. Россия сочла, что Индия не покупает достаточных объёмов российского оружия после отказа Дели от участия в программе Су-57. Этот шаг стал серьёзным ударом по российской промышленности, но с другой стороны, Индия просто не могла принять плохо спроектированный продукт, который устарел бы до того, как он поступил в производство.
Следовательно, единственным решением оказалась покупка вооружения, которое индийские военные посчитали подходящим. Однако, как обсуждалось выше, С-400 выступили в Сирии, в лучшем случае, неоднозначно. Так почему же этот комплекс был признан нужным, в отличие от истребителя Су-57?
Это подводит нас к третьему и единственно правдоподобному объяснению. Покупка С-400 была сделана не для использования против оппонентов, а для всестороннего изучения её возможностей и слабых мест, а также для моделирования возможного противостояния. Таким образом, основным применением С-400 станет проверка способности индийских Rafale проникать в воздушное пространство Китая, охраняемое российским комплексом. При таком раскладе это вполне разумное вложение средств, поскольку они соответствуют договорённостям с Россией и косвенно отвечают потребностям Индии, так как могут предотвратить уничтожение китайцами индийских самолётов и ракет.
Если расценивать эту сложную и многозадачную проблему с данной точки зрения, американское предложение покупки THAAD выглядит неуместным. Во-первых, THAAD – это система противоракетной обороны, с которой С-400 справляется не лучшим образом. Во-вторых, американцы не смогли понять вынужденные обстоятельства покупки российского комплекса. В-третьих, они, похоже, упустили возможность использовать ситуацию в качестве предлога для поставки дополнительных систем, которые помогут Дели справиться с китайской угрозой С-400 – вместо этого они предлагают конкурирующую систему, что приводит к дублированию и не отвечает потребностям Индии.
В сложившейся ситуации Дели необходимо обратиться к Вашингтону и прояснить свою позицию в духе сотрудничества, а не традиционного недоверия, которое демонстрирует большая часть индийской бюрократии в отношении «западных империалистов».
Следует также иметь в виду, что приобретение С-400 способно достаточно серьёзно испортить отношения с США. В конце концов, этот комплекс является одной из причин прекращения участия Анкары в программе F-35, хотя Турция, в отличие от Индии, входит в состав НАТО.
Индийское обоснование покупки С-400 является вполне логичным, однако нельзя допустить, чтобы дипломатическое недоверие «отравило колодец». Таким образом, в данный момент мяч находится на поле Индии, которая должна объяснить, как покупка С-400 послужит общим целям, и предложить пути сотрудничества, которые будут дополнять С-400, а не конкурировать с ним.
Читайте также
Последние новости