Последствия турецко-российского разлада из-за Идлиба тянутся дальше Сирии и представляют собой крах исламистского подхода президента Эрдогана к внешней политике.
Сегодня Турция — изолированная страна с конфронтационными связями с США и Россией, а также с арабским миром и Европой.
Те немногие друзья, которые остались у Анкары, например, Катар, Пакистан или Азербайджан, не представляют никакой стратегической ценности, которая могла бы укрепить позиции страны в отношении ее противников.
Единственный вариант, который есть у Эрдогана, попытаться разыграть Соединенные Штаты и Россию друг против друга, как он это делал в течение некоторого времени, но, похоже, этот подход себя также изжил.
Все большее число турецких аналитиков, в том числе и некоторые бывшие сторонники Эрдогана, считают, что ситуация, в которой Анкара оказалась в Сирии, в большой степени, если не полностью, является ее собственной «заслугой».
Всего четыре месяца назад, до того, как Эрдоган отдал приказ о проведении турецкой операции «Мирная весна» против поддерживаемых США курдских подразделений в северо-восточной Сирии, возникали предположения о возможной конфронтации между турецкими и американскими войсками.
В то же время, «стратегические связи», которые Турция вроде как развивала с Россией, превозносились министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу как «незыблимые».
Анкара надеялась, что эти связи станут противобалансом ухудшившимся связям с Западом, и особенно с Соединенными Штатами.
Даже после того, как ситуация в Идлибе утрясется — как это скорее всего в итоге и будет (хотя и за счет Турции), поскольку войну с Россией Анкара не может себе позволить — трещины в отношениях останутся.
Другими словами, для Турции ситуация в Сирии снова развернулась другой стороной всего через четыре месяца после того, как имела место конфронтация с Соединенными Штатами.
Сейчас Эрдоган показывает на Россию, и называет ее чуть ли не агрессором. Одновременно с этим, ища поддержки он снова повернулся к США, и даже призывает их развернуть «Пэтриоты» против сирийско-российской угрозы.
Кампания Турции в Идлибе против сирийской армии уже стоила жизни 18 турецких солдат, некоторые из которых погибли при ударах российских ВВС.
Ожидается, что число жертв в ближайшие дни и недели возрастет, поскольку Эрдоган полон решимости продолжать то, что, по мнению оппозиции, является его войной, но не войной Турции.
Политический комментатор Фикрет Била говорит, что считает, что это война, в которой Эрдоган не может победить. Он утверждает что главной целью Турции в Сирии является свержение правления Асада и обеспение поддержки радикальным исламистам в этой стране. Била не верит, что эти цели достижимы.
«Победа над сирийской армией, которую поддерживает Россия … не представляется возможной», пишет Била в своей колонке для независимого новостного портала T24.
Другой заслуженный обозреватель Фехми Кору, который когда-то поддерживал Эрдогана и правящую партию справедливости и развития, также пессимистично настроен в отношении успеха политики Эрдогана.
Указывая на метания Анкары между Вашингтоном и Москвой, Кору сомневается, что едва ли какие-либо результаты, истекающие из такой политики, можно будет назвать «победой».
«Я опасаюсь, что та политика, которую Турция приняла в Сирии с 2011 года… в итоге окажется провальной», пишет Кору в своем личном блоге.
Бывшие послы Али Туйган и Юсуф Булук в совместно написанной статье подчеркивают, что «самый поразительный дефект» политики Эрдогана в отношении Сирии, это ее «полное отсутствие поддержки нацией».
Они рекомендуют вывести турецкие войска из Идлиба и вернуться к дипломатии.
Однако трезвая оценка реальности на местах никогда не была сильной стороной Эрдогана.
По состоянию на текущий момент, он, похоже, намерен втянуть Турцию в болото. Если он победит, то это будет его личная победа, но если проиграет, то это будет проигрыш всей страны.
Читайте также
Последние новости