Общеизвестно, что истребители пятого поколения невероятно дороги из-за колоссальных расходов на их разработку. В то время как Соединенные Штаты и Китай доказали, что они в состоянии осилить издержки на создание таких высокотехнологичных истребителей в одиночку, Россия, похоже, пытается использовать для покрытия затрат совместные предприятия по разработке, а также средства от продажи зарубежным потребителям. В 2019 году попытки привлечь средства путем продаж продукции усилились: в марте корпорация «Ростех» запросила разрешение на экспорт истребителя Су-57 (экспортная версия – Су-57Э). После удовлетворения этого запроса, Россия даже предложила приобрести Су-57 Турции, входящей в НАТО.
Эта тема привлекла внимание экспертов и военных аналитиков. Любопытно, какие страны могут получить Су-57? Кто еще заинтересован в такой покупке? Может ли это привести к «ценовой войне» между F-35 и Су-57 в других странах?
Первым и наиболее серьезным партнером России в разработке Су-57 была Индия, прежде чем она отказалась от этого контракта в апреле 2018 года. Индийские Военно-воздушные силы (IAF), у которых имеется многолетний опыт покупки советских, а затем и российских самолетов, планировали закупить одну из версий Су-57 в рамках программы под названием «Истребительная авиация пятого поколения (FGFA). Однако, после оценки прототипа Т-50, IAF потребовали внесения значительных изменений в конструкцию самолета, которые существенно увеличили бы долю Индии в стоимости проекта.
Хотя сегодня Нью-Дели не исключает закупку истребителя Су-57 в неизменном виде в среднесрочной перспективе, нынешнее правительство, похоже, намерено приобрести большее количество самолетов четвертого поколения у западных стран. Это направление стало приоритетным для Индии после схватки в небе над Пакистаном, когда модернизированный индийский МиГ-21 не смог сбить пакистанский F-16 в воздушном бою.
В то время как продажи российского истребителя пятого поколения в Индию пока сняты с повестки дня, экспортная версия Су-57 открыто предлагается покупателям в странах Азии и Ближнего Востока. Так, в статье, опубликованной в феврале 2018 года на страницах информационного портала газеты «Известия», в качестве вероятных покупателей были названы Объединенные Арабские эмираты, Египет и Алжир. Однако, по мнению военных аналитиков, приобретение Су-57 Египтом в ближайшем будущем является маловероятным, после покупки в марте 2019 года более двадцати российских многоцелевых истребителей Су-35С.
Если бы Египет купил Су-57, это был бы уже восьмой тип самолетов, имеющихся в арсенале его военно-воздушных сил, которые располагают на сегодняшний день такими моделями как Mirage 5, Mirage 2000, F-16, МиГ-29M, МиГ-29M2 (получивший коммерческое название МиГ-35), Rafale и Су-35. Такое приобретение создало бы серьезную дополнительную материально-техническую нагрузку для египетских ВВС.
Таким образом, наиболее вероятным первым покупателем перспективного российского истребителя Су-57Э является Алжир. В настоящее время на вооружении у Военно-воздушных сил Алжира находятся российские многоцелевые истребители Су-30МКА и Су-35. Алжир уже давно покупает новейшие советские и российские военные самолеты. Известно, что ВВС страны являются одним из немногих иностранных пользователей оригинальных ударных вертолетов Ми-24А под неофициальным названием «Лань».
Алжирцы также готовы покупать менее популярную боевую технику, носящую скорее экспериментальный характер, такую как, например, БМПТ (боевая машина поддержки танков). Алжир, по всей вероятности, станет первым иностранным оператором Су-57, что объясняется тесными отношениями с Россией и готовностью стать первой страной региона, которая внедрит новейшие российские технологии.
Объединенные Арабские Эмираты, напротив, традиционно покупали американские и европейские боевые самолеты, но с недавних пор власти страны стали заигрывать с идеей покупки самолетов российской фирмы «Сухой». Впрочем, в 2017 году покупка целой эскадрильи Су-35 считалась «решенным вопросом», но эта сделка так и не была осуществлена. В настоящее время правительство ОАЭ планирует закупить истребители пятого поколения, что может привести к конкурентной борьбе между российским Су-57 и американским F-35 на этом ближневосточном рынке.
В азиатском регионе самым крупным покупателем российских вооружений является Китай. Однако, как считают военные эксперты, Пекин вряд ли будет покупать Су-57Э в больших количествах, поскольку у Китая имеется отечественный истребитель пятого поколения, J-20, который произведен в гораздо больших количествах, чем Су-57Э. Те истребители Су-57Э, которые уже доставлены в Китай, вероятно, будут использованы только для реинжиниринга и оценки, без реального использования в воздухе.
Более вероятным клиентом в Юго-Восточной Азии может оказаться Малайзия. В марте 2019 года истребитель Су-57 был продемонстрирован премьер-министру страны Махатхиру Мохамаду. Малайзия в настоящее время эксплуатирует Су-30МКМ наряду с американскими F/A-18 Hornet. Поскольку один из ее соседей по региону, Сингапур, объявил недавно о своем намерении приобрести у России истребители Су-35, Малайзия может быстро решить вопрос с закупкой истребителей-невидимок пятого поколения.
Читайте также
Последние новости