В марте 2017 года в Северодвинске была спущена на воду новая многоцелевая атомная подводная лодка «Казань» класса «Ясень». Возможно, это самая малошумная российская подлодка, и это событие стало еще одним доказательством того, что Россия обладает возможностями строить современные смертоносные субмарины, способные выполнять различные задачи, в том числе наносить мощные ракетные удары крылатыми ракетами.
Но этого будет недостаточно. Российский флот — уже и без того сильно ослабленный после распада Советского Союза — не сможет быстро заменить большую часть своего устаревшего атомного подводного флота, приближающегося к концу своего срока службы. Результат, скорее всего, означает, что в предстоящие годы начнется сокращение атомных подводных сил России.
К 2030 году срок службы основной части атомных многоцелевых подводных лодок и подводных лодок с крылатыми ракетами, по крайней мере, превысит тридцать пять лет — а для некоторых — даже сорокалетний порог. Для сравнения, три самых старых действующих американских подводных лодки класса «Лос-Анджелес» — Dallas, Bremerton и Jacksonville, на службе уже 36 лет и буду выведены из эксплуатации в течение следующих трех лет.
Подводные лодки изнашиваются по мере эксплуатации, и в первую очередь из-за коррозии страдает корпус. Еще одна серьезная проблема — коррозия компонентов ядерной энергетической установки, но данные, связанные с этим предметом, представляют собой тщательно охраняемую тайну всех военно-морских флотов мира.
Более того, корабли, долгое время находящиеся на службе, нуждаются в более обширном техническом обслуживании и более длительных периодах ремонта. Учитывая, что только половина российских подводных сил — при самой благоприятной оценке — может в любой момент выйти в море, то это неизбежно скажется на показателях оперативной готовности флота.
Новые многоцелевые субмарины класса «Ясень», из которых две — «Северодвинск» и «Казань» были построены в 2010 и 2017 годах, не смогут компенсировать вывод из состава флота старых подлодок — 11 «Акул», трех «Сьерра», четырех «Виктор III» и восьми «Оскар II».
Самый молодой из класса «Акул», «Гепард», поступил на службу в 2000 году. Большинство других лодок было построено в начале 1990-х годов.
«Ясень» — это поздний советский проект; последнюю из семи подводных лодок этого проекта планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году. Это слишком накладно, учитывая огромную стоимость строительства субмарин класса «Ясень», вдвое превышающая стоимость нового подводного крейсера с баллистическими ракетами.
«Россия сможет иметь не более 50 процентов от текущего количества атомных подводных лодок [к 2030 году]», — предупреждает о мрачных перспективах военный блог BMPD.
К 2030 году трём российским стратегическим подводным ракетоносцам класса Delta III, шести лодкам класса Delta IV и одному крейсеру класса Typhoon исполнится по меньшей мере 40 лет, если они останутся на службе. Но даже если бы Россия отказалась от этих лодок и полагалась только на свои новые «Бореи», ни одна страна, скорее всего, не могла бы соперничать с ней по количеству боевых единиц, за исключением Соединенных Штатов, Китая и, возможно, Индии.
Россия могла бы попытаться восполнить пробел в подводных лодках за счет субмарин нового проекта, получившего предварительное название «Хаски», который все еще находится на этапе проектирования.
«Хаски» может быть в трех вариантах: многоцелевая, с крылатыми ракетами и с баллистическими ракетами. Для России, морская доктрина которой всегда предполагала нанесение массированных ударов крылатыми ракетами большой дальности по авианосным ударным группам ВМС США, особенно важны лодки-носители крылатых ракет. Наибольшую опасность для американцев представляют российские противокорабельные крылатые ракеты.
Но самые оптимистичные оценки показывают, что к 2030 году Россия будет иметь всего три лодки проекта «Хаски», если строительство первого корпуса начнется в начале 2020-х годов — и если российский флот будет заказывать одну лодку каждые два года, строя каждую в среднем за четыре с половиной года.
Хотя «Ясени» также обладают возможностью наносить удары крылатыми ракетами, это все равно дает возможность России иметь не более 10 современных атомных субмарин, включая лодки с крылатыми ракетами, наряду с двумя дюжинами лодок, прослуживших более тридцати и даже сорока лет, ожидающих вывода из эксплуатации.
Дизель-электрический флот также не в лучшей форме, с большинством из 17 субмарин класса «Кило», построенных еще в начале 1990-х годов. Между тем, более их продвинутые версии, проект 636 «Варшавянка» и лодки класса «Лада», вводились в эксплуатацию более быстрыми темпами, чем атомные «Ясени».
Читайте также
Последние новости