Следующая новость
Предыдущая новость

Гражданская война в Сирии подходит к концу

Гражданская война в Сирии подходит к концу

В конце марта, после четырёхлетней операции, поддерживаемой Америкой, коалиционные силы, наконец, выбили боевиков ИГ из их последнего пристанища на сирийской территории.

Подпись к изображению: Сирийские мужчины работают над восстановлением повреждённого здания в северо-западной провинции Идлиб, Сирия

Тем не менее, предстоит разрешить ещё более сложную задачу по прекращению неутихающей гражданской войны в Сирии и восстановлению этой страны, чтобы миллионы вынужденных переселенцев смогли вернуться домой. Для достижения этих целей необходимо создать государство, которое может обеспечить населению безопасность, защиту и благоприятные возможности, что предотвратит дальнейшие мятежи и разрушения.

Это непростая проблема, которая вряд ли разрешится в ближайшее время. Характер сирийского правительства и вероятная форма любых военных соглашений предвещают бесплодный мир, если не замороженный конфликт, что повлечёт годы дальнейших страданий. Такая ситуация может способствовать дальнейшему продолжению конфликта в регионе, который станет постоянным логовом террористов.

Цена гражданской войны в Сирии оказалась огромной. Почти полмиллиона человек были убиты, половина населения покинула места проживания, а совокупные потери валового внутреннего продукта с 2011 по конец 2016 года, по оценкам Всемирного банка, составили 226 миллиардов долларов. Пока ещё нет точных цифр по поводу стоимости восстановления, хотя правительство Сирии произвольно упомянуло сумму в 400 миллиардов долларов.

Но до тех пор, пока у власти остаётся Башар Асад, страна не сможет привлечь столь масштабные средства, и восстановление будет неполным. Правительство, скорее всего, направит свои доходы на поддержку проектов, осуществляемых ближним окружением. Сами сирийцы будут использовать поступления из любых доступных источников, чтобы заново отстроить свои дома. Россия и Иран реконструируют отдельные активы – например, нефтегазовую инфраструктуру – и поучаствуют в некотором восстановлении страны, если найдут ресурсы и возможно, получат долю в собственности. Но будущие санкции могут затормозить даже эти незначительные усилия.

При правильных обстоятельствах Сирия выиграет от многосторонней и двусторонней помощи богатых западных стран, а также от участия их частного сектора. Надо заметить, правительства Сирии и России ясно дали понять, что хотели бы увидеть значительные вложения со стороны Соединённых Штатов и Европейского Союза.

Тем не менее, США, Германия и Франция либо прямо отказались, либо не дали согласия. Американцы и европейцы до сих пор придерживаются единодушно одобренной Резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, в которой содержится призыв к «заслуживающей доверия, приемлемой для всех и объединяющей все религии организации управления… свободным и справедливым выборам… самым высоким международным стандартам прозрачности и ответственности». Но ни одно из этих условий, вероятно, не будет выполнено при власти Асада.

Примечательно, что без США и ЕС Всемирный банк или другие международные учреждения, скорее всего, также не примут широкомасштабного участия, в то время как ни у России, ни у Ирана нет ресурсов для обеспечения масштабного восстановления.

Учитывая инициативу «Один пояс, один путь», связывающую Евразию, Африку и другие части мира, вероятным источником финансирования может стать Китай. Но Пекин, как правило, проявляет осторожность в отношении инвестиций в зоны военных действий. Кроме того, Поднебесная осуществляет финансирование, в основном, в форме займов на инфраструктурные проекты, часто реализуемые китайскими компаниями, а не в виде грантов или инвестиций. Надо отметить, информация, поступающая из финансируемых Китаем Пакистана и Кении, говорит о том, что условия кредитования могут быть обременительными.

Страны Персидского залива и другие арабские страны также ограничены в своих возможностях. В августе 2018 года Саудовская Аравия выделила 100 миллионов долларов, но это было сделано для стабилизации ситуации на северо-востоке Сирии, а не ради того, чтобы восстановить Сирию и сделать её процветающей. Кроме того, у Эр-Рияда свои бюджетные трудности, и он предпочитает вести дела с более дружественными и стабильными странами.

Таким образом, сирийцам, вероятно, придётся самостоятельно обеспечить финансирование для некоторого восстановления. Богатые предприниматели, скорей всего, будут вкладывать средства в проекты, осуществляемые в контролируемых властями районах (возможно, с явным или негласным участием правительства), вероятно, вовлекая земли, украденные у сирийцев, вынужденных покинуть свои дома. Люди, получающие денежные переводы из-за рубежа, будут использовать их для личных целей, например, для восстановления своих домов.

Основной вопрос заключается в том, предпримет ли Запад дальнейшие шаги, чтобы заблокировать любую деятельность, проводимую в Сирии, если Асад удержит власть. В январе ЕС добавил в свой санкционный список 11 видных бизнесменов и 5 организаций на том основании, что они возводят постройки на земле, экспроприированной у оставивших свои дома граждан. Конгресс США, скорее всего, одобрит жёсткий закон о санкциях против Сирии, предыдущая версия которого получила поддержку Белого дома.

На момент написания данной статьи ситуация в Сирии представляет собой замороженный конфликт на разделённой территории. С одной стороны, северо-запад страны, где размещались тысячи членов «Аль-Каиды», пребывает под турецким протекторатом. С другой – северо-восток Сирии, где находились подразделения Рабочей партии Курдистана, контролируется Америкой. И с третьей стороны, есть ещё сирийская правительственная зона, управляемая диктатором.

Для установления стабильного мира Сирии необходимо восстановление, которое объединит страну. Однако, пока Асад у власти, такой сценарий кажется маловероятным. Вместо этого сирийцы подвергнутся жёстким мерам для обеспечения внутренней безопасности, которые, собственно, и спровоцировали восстания. Это создаст условия для возникновения новых беспорядков, а также вызовет проблемы с региональной безопасностью на долгие годы.

Источник

Последние новости