Премьера состоялась в разгар сезона отпусков 2 августа 1982-го. И до сих пор, а значит, и навсегда «Спортлото-82» занимает по посещаемости 25-е место среди отечественных фильмов за всю историю нашего кинопроката.
фото: youtube.Эта комедия Леонида Гайдая не была столь же богатой на афоризмы, как его «Кавказская пленница» или «Бриллиантовая рука», но за счет динамичного сюжета, удачного подбора актеров, легкой критики отдыха по-советски на юге и ненавязчивого рецепта счастья в личной жизни ее полюбили зрители, что статистически подтвердил кассовый успех. При скромном бюджете картины легендарный режиссер сорвал джек-пот: только за первый год проката «Спортлото-82» посмотрел каждый пятый житель СССР (55,2 млн зрителей). Самому же Гайдаю от этой «кассы» достались слава и гонорар 7094 рубля, а также 100 лотерейных билетов от дирекции всесоюзной лотереи за явную рекламу азартной игры.
— Для меня этот фильм прежде всего знаменательная веха сотрудничества с великим режиссером, — принимая наши поздравления с юбилеем картины, рассказал Михаил Кокшенов. — Я ведь у него снялся в семи картинах подряд, начиная с фильма «Не может быть!» в 75-м. А тут была у меня по-настоящему главная роль, для воплощения которой помимо актерского мастерства мне пришлось приложить немало и физических сил: меня и в песок закапывали, и в плавках ночью по шоссе гоняли, и еще мотородео с сумасшедшим грузином за рулем... Но такова моя профессия, и я рад, что этот фильм по-прежнему смотрят зрители, что он оказался таким долгожителем.
Крымская география съемок
Завязка фильма происходит в купе поезда, где все четыре пассажира — Костя, Таня, Сан Саныч и турист-походник Миша — увлеченно читают детектив Гениана Зеленого «Смертельное убийство» (авторы сценария посылают привет своему другу — писателю Юлиану Семенову). Героиня Светланы Амановой наобум зачеркивает в билете «Спортлото 6 из 49» нереальную комбинацию — от 1 до 6, да еще и в двух вариантах, и выигрывает 20 тыс. рублей! В поисках корешка лотереи, который остался в одной из четырех книг, герои путешествуют по Крыму: вход на турбазу «Орлиный приют» снимали на биостанции в Курортном возле Карадага; автокемпинг в заповедной зоне — на мысе Капчик в урочище Новый Свет, над Синей бухтой; навесной мост — в Никитской расщелине; камень, вокруг которого бродит Сан Саныч, — в Долине привидений. Степа после десанта с моторной лодки выныривает у мыса Плака — между Алуштой и Партенитом — и видит в бинокль очертания Аю-Дага. А три стакана газировки вслед за Костей он пил на ул. Хромых в Алуште — реальные автоматы стояли недалеко от рынка.
Дом с секретом в Лучистом
Все натурные съемки, за исключением водопада рядом с Адлером, проходили на Крымском полуострове. Облик Южногорска, куда по сценарию на поезде приезжают главные герои, вобрал в себя городские черты Алушты и Феодосии. Удивительно перемещение в пространстве дома тети Клавы (Нина Гребешкова), где остановились ее племянник Костя (Альгис Арлаускас) и Сан Саныч (Михаил Пуговкин) со Степой (Михаил Кокшенов).
— Там, где герои фильма подходят к забору, снимали в Феодосии, все, что происходит внутри помещений, — в павильонах «Мосфильма», а двор с виноградом, курятником и душем, где поселился йог, — у нас дома, в Лучистом, на улице Шоссейной, — рассказывает Владимир Власенко. — Гайдай с моим дедом Лукой Андреичем легко нашли общий язык, они оба воевали, фронтовики. Выпили по сто граммов и обо всем договорились. Мало того что у нас гостила такая замечательная компания, так деду еще и по 25 рублей платили за каждый день аренды. Они хотели успеть за пять дней, но из-за плохой погоды задержались на две недели. Во время дождя сидели тут, за моим столом, — Гайдай, Гребешкова, Пуговкин, другие.
И, помню, я им банку сгущенки открыл, так они меня долго благодарили, это же дефицит был тогда. Арлаускас даже в автографе написал: «Спасибо за чай со сгущенкой»… Во время съемок народу вокруг дома уйма собиралась! Даже милиционера возле забора поставили, чтобы разгонял толпу. И я как-то на обед с работы пришел, а он меня не пропускает: «Надоели вы мне уже: иди отсюда, а то наряд вызову — увезут». Только когда жена моя Таня вышла, он пропустил меня. Такой ажиотаж был, а сейчас мало кто мне верит, что все это у нас во дворе снимали. Фотоаппарата у меня тогда не было, так на память Гайдай оставил нам сценарий с автографами всей группы.
Татьяна Власенко говорит, что первый раз в кинотеатре всей семьей не столько фильм смотрели, сколько двор свой рассматривали на экране: «Вот кроссовки Володины на заборе, а вот игрушки нашего сына Ромки».
Любовный треугольник
В роли Тани режиссер видел Ларису Удовиченко, но комиссия «Мосфильма» не поддержала его выбор, и этот шанс выпал студентке 4-го курса Щепки Светлане Амановой — ей пришлось стать блондинкой. После еще одной звездной роли в фильме «Зимний вечер в Гаграх» (1983) она практически перестала сниматься, предпочла карьеру в театре.
Альгис Арлаускас — сын литовского коммуниста и дочери испанского революционера, сыгравший роль Кости, снялся еще в шести фильмах, но звезд с кинонебосклона уже не хватал. В 1992-м вместе с женой, актрисой Мариной Шиманской, отправился на родину деда в Испанию, где реализовал себя как режиссер и даже сыграл там в нескольких ТВ-сериалах.
Жениха Тани мог сыграть Михаил Боярский или Евгений Герасимов (робот Вертер в «Гостье из будущего»), но в итоге на роль утвердили Дениса Кмита. 22-летний актер после успешного дебюта в кино был призван в армию и там при нелепых обстоятельствах, упав со второго этажа, получил перелом позвоночника. Домой вернулся в инвалидной коляске.
Экстрим с бараном и пытка апельсинами
Замечательный и всеми любимый артист Михаил Пуговкин сыграл в шести картинах Леонида Гайдая, но только в «Спортлото-82» режиссер отвел ему главную роль.
— Этой роли могло и не быть, — рассказывал нам на фестивале «Кино-Ялта-2003» Михаил Иванович. — После ЧП с кипятком я просил Гайдая, чтобы он искал мне замену. Но режиссер сказал, что настроен снимать только со мной и подождет моего выздоровления. Я, конечно же, не мог долго отлеживаться, когда вся группа из-за меня не работала, и вернулся на площадку как можно скорее, и мне сначала не то что ходить — повернуться было больно.
По словам актера, на съемках ему и без этого хватало экстрима. В эпизоде с поездкой на мотоцикле ему сначала дали в руки барашка. Так мало того что на скорости свыше 80 км/ч казалось, что коляска отцепится, — еще и баран на кочках рогами бился о шлем (животное потом заменили на плетеную бутыль).
— А в сцене с пыткой апельсинами ни мне, ни моему партнеру Михаилу Кокшенову объедаться цитрусовыми не пришлось: у нас была всего пара штук настоящих, все остальное — бутафория! Ни я, ни Гайдай со своими связями достать тогда больше не могли, — рассказывал Пуговкин.
Пристрастие к чаепитию для Пуговкина оказалось пагубным — в гостиничном номере «Черноморки» (сейчас это пансионат «Крымские зори» в Алуште) он пролил на себя кипяток, когда переливал закипевшую воду из своего походного бидончика в кружку. Ожог оказался очень серьезным, и съемки «Спортлото-82» были под угрозой срыва!
— Михаила Ивановича привозили к нам каждое утро на перевязки в Алуштинскую горбольницу, где я тогда работала медсестрой в терапевтическом отделении, — вспоминает Людмила Перченко. — Терапия была как раз напротив травматологии, и мы все из любопытства посмотреть на такого великого актера под разными предлогами забегали в перевязочную. А он говорил: «Ну, девочки, что вы здесь можете увидеть?! Давайте, когда я подлечусь, соберу вас всех на творческий вечер — встретимся и поговорим». Никто же не знал, что ему там перевязывают — только когда заглядывали...». Артист обварил кипятком паховую область — очень неприятная, по-настоящему тяжелая травма. Но держался Пуговкин героически — от госпитализации отказался и уже к концу второй недели снимался, несмотря на жару и болевые ощущения.
Как крымский гаишник гонял по дороге голого Кокшенова
В комедию Леонида Гайдая «Спортлото-82» крымчанин Валерий Журавлев буквально въехал на мотоцикле «Урал» — в форме капитана советской милиции. Тогда он был начальником Алуштинского ГАИ. И это было не мгновение на общем плане с массовкой, а полноценный игровой эпизод с участием Михаила Кокшенова.
— Можно сказать, что в фильме я снялся случайно, — рассказывает Валерий Иванович. — Как это получилось? Я еще до этих съемок был знаком с Михаилом Ивановичем Пуговкиным, и когда он приехал в Алушту, мы вместе с супругой навестили его в гостинице «Черноморка» — сидели общались. И в номер заглянул Леонид Иович Гайдай. Он узнал, что я начальник ГАИ, и сказал, что им как раз нужна наша помощь — у них по сценарию есть эпизод с участием инспектора: «Там всего пара фраз, дайте нам на один день толкового сотрудника и мотоцикл с коляской». Потом прошло несколько дней, ко мне в кабинет заходит ассистент режиссера, девушка такая симпатичная, и спрашивает, кого снимать будем. Я же обо всем забыл, закрутился — курортный сезон в разгаре. Отвечаю: «Понимаете, работы много сейчас». Она невозмутимо так: «Ну, раз некому, тогда вы и выручайте Гайдая. У вас есть форма переодеться (я был в белой рубашке)?» — «Есть». Вышли во двор, я сел на мотоцикл, хотя у меня была служебная машина, и мы поехали на съемку».
— И где проходили съемки?
— Это третий километр Судакского шоссе со стороны Алушты на Судак, — не без удовольствия вспоминает свою минуту кинославы почетный сотрудник МВД СССР, полковник в отставке Журавлев, сейчас возглавляющий республиканскую автошколу. — Там ровненький участок на подъем, и как раз гора Катюша видна. Я поздоровался с Гайдаем, и он пригласил меня в автобус, там уже Миша Кокшенов сидел. «Так, разговаривайте», — без всякой раскачки предложил режиссер, и мы начали репетировать. Гайдай в этом отношении очень щепетильным был — все отрабатывал, чтобы в кадре выходило без сучка и задоринки.
— Легко нашли общий язык с Михаилом Кокшеновым?
— Никакого напряжения не было, как будто знали друг друга всю жизнь. Вот как сели в автобусе: «О, привет, Валера!» — и пошло-поехало. Правда, так сложилось, что потом мы ни разу так и не встретились — ни в Москве, ни в Крыму. Ну вот так минут пятнадцать мы подурковали: «Гражданин, вы почему в таком виде бегаете?» — «А я тренируюсь». — «Из какого общества?» — «Трудовые резервы». — «А маска и ласты зачем?» — «Я — троеборец...». Потом этот же диалог повторяли уже на исходной позиции — Миша бежал по шоссе, я подъезжал к нему на мотоцикле. Проговаривали все, и я обгонял его, а он мне вслед кричит: «До города далеко?» Я отвечаю: «К утру будешь». И наконец — съемка. Снимали уже в сумерках, дорогу подсвечивали прожекторы, перед нами ехал «жигуленок», в багажнике которого сидел оператор с камерой.
— И все так же гладко, как на репетиции, прошло?
— Нет, десять дублей было! Выяснилось, что стекло на мотоцикле блик дает — открутили. Потом я заикнулся, затем Миша текст свой перепутал. Еще в одном дубле угол автобуса видно, в другом выпивший ассистент режиссера в кадр влез. Гайдай кричал: «Вот этот дубль и оставим! А когда в Москву вернемся, я из зарплаты вычту за расход пленки».
Приятный сюрприз поджидал Валерия Журавлева еще до премьеры фильма. В январе 82-го он летел из Москвы в Симферополь и в ожидании самолета купил в киоске аэропорта новогодний номер журнала «Советский экран». Открывает — а на развороте материал о съемках «Спортлото-82», и среди прочих фотографий — его снимок с подписью: «На роль работника милиции приглашен начальник ГАИ Алуштинского ГУВД капитан милиции В.И.Журавлев».
Читайте также
Последние новости