Согласно недавно опубликованному докладу, между Китаем и Россией в последнее время устанавливаются все более тесные отношения в сфере обороны и безопасности, и это ставит перед Соединенными Штатами новые сложные проблемы.
Доктор Ричард Вайц, старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа при Хадсоновском институте в Вашингтоне, поясняет в своем докладе, что китайско-российское военное партнерство основано на поставках вооружений, совместных военных учениях и «других формах взаимодействия, включая встречи, совместные декларации и обмены военными специалистами».
«Москва поддержала военные амбиции Пекина, предоставив Народно-освободительной армии КНР (НОАК) современные платформы вооружений, – пишет Вейц. – Эти поставки оружия значительно усилили боевую мощь ПВО Китая, его потенциал в сфере противокорабельных операций и другие критически важные возможности. В частности, они привели к увеличению способности НОАК угрожать иностранным флотам и авиации в водах и воздушном пространстве вблизи китайской границы.
«В последнее время, – пишется далее в докладе, – батареи зенитно-ракетных комплексов С-400 и истребители Су-35, которые Россия продала НОАК, получили возможность поражать беспилотные летательные аппараты, самолеты и баллистические ракеты почти над всей западной частью Тихого океана. В то же время, совместные учения и другие формы взаимодействия позволили китайским военнослужащим позаимствовать ценные навыки у более опытных российских коллег.
По мнению Вейца, это военное сотрудничество в дальнейшем будет лишь укрепляться. Эксперт отмечает, что как президент Китая Си Цзиньпин, так и президент России Владимир Путин хотят более тесного партнерства в оборонной сфере. И это партнерство может охватывать не только торговлю оружием, учения и встречи на высоком уровне.
«Совместные китайско-российские военные действия в перспективе могут приобрести форму скоординированных усилий по подавлению исламистского повстанческого движения в странах Центральной Азии, с использованием секторального подхода. Другими словами, речь может идти о параллельных, хотя и самостоятельных военных операциях», – говорится в докладе.
Несмотря на восходящую траекторию развития китайско-российских отношений, в докладе отмечается тот факт, что двустороннее военное партнерство имеет существенные ограничения, связанные с несколькими причинами.
«Пекин и Москва не в полной мере поддерживают недавние военные действия друг друга, предпринятые с целью выдвижения спорных территориальных претензий, – пишет Вейц. – Так, Пекин не выразил в открытой форме одобрения по поводу аннексии Крыма или создания Россией сепаратистских режимов на территории Грузии. В то же время, обширные претензии Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях не получили официальной поддержки со стороны России на дипломатическом уровне». Каждая из стран обеспокоена перспективой оказаться втянутой в военный конфликт союзника с третьими странами».
И все же дальнейшее расширение сотрудничества в оборонной сфере между двумя великими евразийскими державами «сделало бы эти страны еще более грозными военными противниками для США и их союзников». Чтобы подготовиться к подобному сценарию, говорит Вейц, Соединенным Штатам и другим странам НАТО следует включать в свои планы «возможные чрезвычайные обстоятельства военного характера в будущем, когда Китай или Россия могут воспользоваться конфликтом между США другим членом этого неофициального альянса, чтобы достичь тех или иных преимуществ в ущерб Америке».
Например, если Россия и НАТО вступят в открытое военное противостояние в Европе, Китай может предпринять «оппортунистическую агрессию» в Азии. То же самое, утверждает автор доклада, Москва может начать в Восточной Европе в случае конфликта между Китаем и Соединенными Штатами.
В заключение своего доклада Вейц предлагает несколько политических рекомендаций. Так, он пишет, что Соединенные Штаты, прежде всего, должны оказать давление на партнеров в Европейском Союзе с целью сохранения эмбарго на поставки вооружений Китаю, чтобы тем самым помешать Пекину приобретать российские военные технологии. Среди других рекомендаций можно назвать следующие:
— выделение дополнительных ресурсов для отслеживания продаж оружия и совместных программ подготовки между вооруженными силами двух стран;
— разработка и введение санкций с целью подорвать их способность делиться военными технологиями;
— более активная унификация внешней политики с союзниками, чтобы предотвратить использование Пекином и Москвой разногласий внутри альянсов, возглавляемых Соединенными Штатами.
Читайте также
Последние новости