Как недавно подтвердил в ходе дебатов в Брукингском институте командующий Корпусом морской пехоты США генерал Роберт Неллер, «в некоторых сегментах военной сферы Соединенные Штаты сохраняют технологическое преимущество по сравнению с Россией и Китаем, в то время как в других областях имеет место паритет или даже отставание от главных конкурентов».
К последним относятся системы вооружений, действующих на гиперзвуковых скоростях. Начнем с простого и прагматичного определения гиперзвуковых средств доставки и оружия, предложенного ресурсом The National Interest:
«К гиперзвуковым относятся средства доставки, которые перемещаются в атмосфере с минимальной скоростью, в пять раз превышающей скорость звука, или соответствующей 5 Мах. Гиперзвуковые ракеты перемещаются в воздухе с помощью специального мощного двигателя. Гиперзвуковой планер (глайдер) запускается в космическое пространство вместе с баллистической ракетой, после чего он маневрирует через верхние слои атмосферы, приближаясь к цели. Оба типа средств доставки могут нести обычные, либо ядерные вооружения».
Как можно видеть, речь идет о технологических разработках, требующих значительных инвестиций и научных структур высокого уровня для достижения столь значительных и трудоемких результатов. Сложность внедрения систем такой сложности очень хорошо объясняет издание Defense Review:
«Один из основных вопросов по поводу российских и китайских HAA/HGV (гиперзвуковых ударных самолетов/гиперзвуковых глайдеров) заключается в том, генерируют ли эти средства доставки вокруг себя поле, или экран, плазмы, которые могут эффективно маскировать средство доставки и блокировать лазерный луч высокой энергии, тем самым избегая обнаружения и перехвата во время полета.
Российские ученые и разработчики боевых самолетов экспериментировали с технологией генерации плазменных полей с конца семидесятых годов, поэтому можно предположить, что они продвинулись довольно далеко. К тому же, не следует забывать о недавнем создании в Китае нового ультратонкого, легкого, «настраиваемого» маскировочного материала, поглощающего СВЧ-радиоизлучение радаров, для пилотируемых и беспилотных боевых самолетов и кораблей. Похоже, что эти разработки будут продолжаться. Сказанного вполне достаточно, чтобы заставить военных аналитиков «выпить с горя».
Другая проблемная область связана с сообщением между гиперзвуковым средством доставки и его наземными компонентами, особенно если многоразовое средство доставки должно управляться дистанционно.
Главным компонентом в осуществлении гиперзвуковых полетов, естественно, является двигатель, пригодный для достижения скорости выше 7 Мах. В настоящее время все страны ведут исследования в области прямоточных воздушно-реактивных двигателей, необходимых для производства гиперзвуковых вооружений. Используя такой двигатель и сочетая его с другими технологиями (обычными реактивными двигателями), можно добиться, чтобы самолеты достигали гиперзвуковых скоростей. Пекинский исследовательский институт силового машиностроения объясняет:
«Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который использует ракету для помощи в переходе на сверхзвуковой и гиперзвуковой режимы полета, может стать первым в мире двигателем комбинированного цикла, который будет летать уже в 2025 году. Это прокладывает путь к созданию гиперзвуковых космических планеров и одноступенчатых космических стартовых комплексов».
Все гиперзвуковые вооружения можно разделить на четыре типа: гиперзвуковые крылатые ракеты, наземного или воздушного базирования; гиперзвуковые глайдеры, доставляемые на большую высоту с помощью ракет или самолетов, которые возвращаются в атмосферу на очень высоких скоростях, сохраняя способность маневрирования, способные поражать цели обычными или ядерными боеприпасами; гиперзвуковые штурмовые самолеты, которые представляют собой средства доставки, летающие на гиперзвуковых скоростях и способные взлетать и приземляться, что делает их полезными для целей разведки и атаки; и, наконец, гиперзвуковые противокорабельные ракеты.
Рассмотрим все эти категории, указывая соответствующие стадии исследований, разработок и испытаний в интересующих нас странах. Первый тип гиперзвуковых вооружений легче всего поддается пониманию. Проще говоря, это крылатые ракеты с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, способные разгоняться до гиперзвуковых скоростей.
США (стадия испытаний)
— High Speed Strike Weapon (HSSW), базирующееся на самолетах Boeing X-51
Россия/Индия (стадия испытаний)
— BrahMos-II — гиперзвуковая ракета, которая в настоящее время разрабатывается в Индии и России.
Наиболее широко обсуждаемым видом вооружений является гиперзвуковой глайдер (HGV). Это беспилотные маневрирующие летательные аппараты, запускаемые с ракеты, которые «скользят» через земную атмосферу на невероятно высокой скорости. В отличие от обычных баллистических ракет, HGV могут летать по сверхвысоким и сверхнизким траекториям, которые труднее поддаются отслеживанию. Таким образом, у системы ПРО остается меньше времени, чтобы перехватить боеголовку, прежде чем она сбросит свои боеприпасы.
Гиперзвуковые глайдеры в США находятся в стадии эксперимента. В течение многих лет США работали над ракетами, которые могли бы применяться в качестве оружия Tactical Boost Glide (TBG), способного достигать скорости 20,921 км/ч, или 20 Мах, а затем использовать прямоточный воздушно-реактивный двигатель для осуществления маневра. В настоящее время в США ведутся эксперименты с гиперзвуковыми вооружениями, известными как Hypersonic Technology Vehicle 2 (HTV-2).
В России ввод в эксплуатацию таких вооружений ожидается в 2019 году. Речь идет о системе Х-47M 2 «Кинжал», авиационной ракете, представляющей собой модификацию ракеты «Циркон», запускаемой с самолета МиГ-31, а также ракете Ю-74 «Авангард».
В Китае ведутся испытания системы DF-17/DF-ZF/WU-14 – системы средней дальности, действующей в диапазоне 1800-2500 километров.
Как видим, Россия почти готова начать массовое производство средств доставки HGV, в то время как США все еще находится на ранней стадии экспериментов, а Китай уже ведет многочисленные испытания.
Самый сложный фактор, связанный с гиперзвуковыми технологиями, касается гиперзвукового ударного самолета, оснащенного прямоточными воздушно-реактивными двигателями, который способен достигать гиперзвуковых скоростей, но при этом имеет дополнительные преимущества – возможность взлета и посадки. Они предположительно должны быть беспилотными и использоваться для слежения или нанесения ударов.
Никаких известных проектов в США на данный момент не осуществляется, хотя имеют место многочисленные догадки и предположения о научных исследованиях и испытаниях. Например, в 1996 году американские военные создали программу под названием SHAAFT. Сейчас в США работают над несколькими прототипами: X-51 от компании WaveRide, X-43A от НАСА, SR-72.
В России идут испытания системы Ю-71. В Китае проходит испытания гиперзвукового самолета TENGYUN, который приводится в действие турбокомпрессором комбинированного цикла (TRCC), а затем запускает многоразовую ракету для выхода в стратосферу.
Поскольку технология прямоточных воздушно-компрессорных двигателей, на которой основан этот вид вооружений, все еще находится в Китае на ранних стадиях развития, эта система вряд ли увидит свет в обозримом будущем.
Противокорабельные ракеты разгоняются до гиперзвуковой скорости, что позволяет им атаковать военно-морские авианосные группы. Считается, что эти ракеты представляют собой маневрирующие крылатые гиперзвуковые ракеты с центральным блоком, обеспечивающим подъем. Ускоритель с твердотопливным двигателем разгоняет ракету до сверхзвуковых скоростей, после чего прямоточный воздушно-реактивный двигатель на втором этапе доводит скорость до гиперзвуковой.
В настоящее время Соединенные Штаты обладают только дозвуковыми противокорабельными ракетами AGM-158C LRASM.
В России на вооружении стоит система 3M22 «Циркон».
В Китае идут испытания модифицированной версии системы Dong Feng 21.
Таким образом, очевидно, что Россия и Китай достигли стратегического преимущества в сфере гиперзвуковых технологий, что может быть решающим фактором в будущих военных сценариях.
Читайте также
Последние новости