Гиперзвуковое оружие приближается к цели с минимальной скоростью в 5 Маха, что в 5 раз выше скорости звука. Внутри военно-промышленного комплекса США — министерство обороны и монстры оборонной промышленности вроде Lockheed Martin, Northrup Grumman, Boeing и Raytheon, все настаивают на том что у США должно быть такое оружие.
Хотя основы современного гиперзвукового оружия были заложены десятилетия назад, темпы прогресса были медленными из-за массы технических проблем. Разработка таких материалов, как композитная керамика, способная противостоять сильному нагреву, которому такое оружие будет подвергаться во время полета, является наиболее сложной задачей из всего списка. Однако в последние годы страны активизировали свою деятельность в надежде быстрее других развернуть такое оружие, что например Россия уже начала делать.
Китай, Россия и Соединенные Штаты возглавляют гиперзвуковую гонку вооружений, однако другие страны, в том числе Британия, Франция, Германия, Индия и Япония также присоединились к гонке за гиперзвуком. Другими словами, новый раунд гонки вооружений, нацеленный на Армагеддон, уже идет полным ходом.
Существует два варианта гиперзвукового оружия, которые могут быть оснащены обычными или ядерными боеголовками, а также могут уничтожать свои цели с помощью простого ударного воздействия «болванкой», т.е. при помощи кинетической энергии. Ракетопланы поднимают в воздух при помощи баллистических ракетах или на самолетах. Отделившись от транспортирующего его средства, они затем несутся сквозь атмосферу к своей цели с помощью гравитации, по пути все больше ускоряясь. В отличие от баллистических ракет, которые обычно летят большую часть пути по параболической траектории на высоте от 600 до более чем 1000 километров, ракетопланы достигают потолка максимум в 100 километров. Сочетание их гиперзвуковой скорости и меньшей высоты сокращает время полета, в теории сбивая с толку радары и другие средства защиты, предназначенные для отслеживания и перехвата баллистических ракет (что означает нужду в разработке нового вида вооружения для защиты уже от этого оружия).
Второй вид — гиперзвуковые крылатые ракеты (ГКР). Они напоминают беспилотный летательный аппарат, на всем протяжении полета приводимый в движение бортовым двигателем. Однако они легче обычных крылатых ракет — вместо того чтобы нести баллоны с жидким кислородом, ракета «вдыхает» наружный воздух, который проходит через него со сверхзвуковой скоростью, и кислород этого воздуха смешивается в водородным топливом ракеты. В результате сгорания вырабатывается большое количество тепла, и ракета движется к цели. ГКР летают еще ниже чем ракетопланы — на высоте ниже 3 километров, что еще больше затрудняет их отслеживание и уничтожение.
Оружие классифицируется как гиперзвуковое, когда оно может достигать скорости не менее 5 Маха, но разрабатываются и версии гораздо быстрее. Китайский ракетоплан, запускаемый баллистической ракетой Dong-Feng DF-ZF, во время происходящих с 2014 года испытаний, по сообщениям, достиг скорости до 10 Маха. Российский Х-47М2 «Кинжал», запускаемый с бомбардировщика или перехватчика, как сообщается, также достигает скорости до 10 Маха. «Усовершенствованное оружие быстрого ответа» AGM-183A, американского разработчика Lockheed Martin — ракетоплан, который впервые был запущен в этом году с бомбардировщика B-52, предположительно может достигать ошеломительной скорости в 20 Маха.
И все же не только скорость и траектория полета гиперзвукового оружия делают его таким сложным для отслеживания и перехвата. Оно также может маневрировать во время полета к цели. Ожидаемо, что попытки разработать защиту против них на основе низкоорбитных сенсоров, микроволновых технологий и «направленной энергии» уже начались.
Китай испытал новую ракету средней дальности, DF-17 в конце 2017 года, используя ракетоплан, созданный специально чтобы эта ракета могла его запускать. В следующем году они испытали свой запускаемый ракетой Xing Kong-2, который набирает скорость благодаря скольжению на создаваемых им самим ударных волнах. В добавление к своему Кинжалу, Россия в 2018 году успешно испытала ракетоплан Авангард. Баллистическая ракета SS-19 (по классификации НАТО, прим. mixednews), которая ее запустила, в конечном итоге будет заменена ракетой Р-28 Сармат. Его гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон», предназначенная для запуска с корабля или подводной лодки, с 2015 года испытывалась несколько раз. У гиперзвуковой программы России были свои неудачи — как и у нашей — но нет никаких сомнений в серьезности намерений Москвы такое оружие заполучить.
Хотя принято считать, что и Россия, и Китай значительно опережают нас в этой гонке вооружений, однако США тоже не отстают. Мы интересовались этим видом оружия, в частности, ракетопланами, с начала этого века. ВВС США заключили с Boeing и Pratt & Whitney Rocketdyne контракт на разработку гиперзвукового самолета X-51A WaveRider в 2004 году. Его первые летные испытания, которые не увенчались успехом (создав что-то вроде шаблона на будущее), состоялись в 2010 году.
Сегодня армия, флот и военно-воздушные силы продвигаются вперед со своими масштабными программами гиперзвукового оружия. Например, в июне этого года ВВС провели испытания своей ракеты-носителя с бомбардировщика B-52; В 2017 году ВМФ испытал ракетоплан в рамкой своей программы Быстрого удара обычными вооружениями; а армия испытала свою версию такого вида оружия в 2011 и 2014 годах в рамках продолжения программы Усовершенствованного гиперзвукового оружия.
Глубина увлеченности Пентагона гиперзвуковым оружием стала очевидной в 2018 году, когда он решил объединить программы разработки такого оружия у флота, ВВС и армии США в единую программу, в рамках которой можно было бы разработать оружие, способное поразить цель в любой точке планеты менее чем за 60 минут.
На самом деле, все это мы уже проходили. Прорыв в технологиях подготовил почву для новой фазы гонки вооружений. И подпитывают ее, как и раньше, опасения того, что конкурирующая держава получит преимущество — теперь уже в гиперзвуковых вооружениях. И что потом? Во время кризиса, говорят они, государство, которое обладает таким преимуществом, сможет атаковать ядерные силы, военные базы, аэродромы, боевые корабли, системы противоракетной обороны и сети командования и управления своего противника на огромных расстояниях и с огромной же скоростью.
От таких кошмарных предположений можно было бы отмахнуться, но чем больше страны об этом размышляют, готовят планы и разворачивают соответствующие вооружения, тем больше опасность того что кризис может может перерасти в гиперзвуковую войну.
Кто-то может сказать, мол, нечего переживать — со временем будут созданы высокотехнологичные системы защиты от такого оружия, так что такие кризисы не выйдут из-под контроля. Они, похоже, забывают, что оборонные инновации неизбежно ведут к созданию наступательных, призванных обнулить оборонные. И гиперзвук здесь не станет исключением.
Итак, можно сказать что новая гонка вооружений началась. Пристегнитесь.
Читайте также
Последние новости