Вчера ВВС Китайской Народной Республики и ВВС России провели первое в истории совместное патрулирование большой дальности в Индо-Тихоокеанском регионе с участием двух китайских стратегических бомбардировщиков Xian H-6K и двух российских дальних бомбардировщиков Ту-95МС, способных нести ядерное оружие.
В соответствии с заявлением Министерства обороны России, целью этой миссии было «укрепление глобальной стабильности». В заявлении также подчеркиваются три причины, по которым совместные полеты стратегических бомбардировщиков являются геополитически важными.
Прежде всего, эти полеты призваны направить сигнал Соединенным Штатам и их союзникам, что две евразийские державы движутся в направлении политической конвергенции по определенным вопросам, имеющим отношение к ядерной сфере, хотя и не к прямому военному сотрудничеству, перед лицом все более агрессивной политики США в отношении ядерного оружия и на фоне медленного, но неуклонного разрушения системы соглашений об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Именно с ядерным оружием, по всей видимости, связана причина, по которой ВВС двух стран решили провести патрулирование в непосредственной близости от берегов Южной Кореи. Пекин и Москва неоднократно выражали свою озабоченность по поводу развертывания Соединенными Штатами на Корейском полуострове систем противоракетной обороны THAAD, которые включают радиолокационные станции большой дальности. Китай и Россия назвали это развертывание «безответственным» и подчеркнули, что оно способно разрушить «стратегический баланс в регионе».
Китай выразил особую обеспокоенность по поводу развертывания THAAD в Южной Корее, поскольку оно может поставить под угрозу способность страны нанести ответный удар в случае нападения. Недавний полет четырех китайских и российских ядерных бомбардировщиков недвусмысленно подчеркивает негодование обеих стран по поводу статус-кво, в рамках которого американские системы ПРО находятся в регионе на постоянной основе.
Формирование объединенного китайско-российского фронта может также сделать значительно более сложной для США и их союзников задачу добиться от обеих стран в будущем каких-либо уступок в области баллистических и крылатых ракет. Впрочем, в нынешней ситуации вероятность сколько-нибудь серьезных переговоров в любом случае исчезающе мала.
Примечателен также факт, что вчерашний воздушный патруль отличается от всех предыдущих совместных китайско-российских военных учений именно наличием ядерной составляющей: до сих пор в них не принимали участие подводные лодки с баллистическими ракетами на борту.
Во-вторых, это патрулирование подчеркивает новый уровень китайско-российского технического сотрудничества в воздухе и растущий военный потенциал обеих держав. Хотя совместная китайско-российская миссия в районе Корейского полуострова не требует технологической совместимости на уровне сил НАТО, она, тем не менее, указывает на потенциальное углубление их военного сотрудничества в будущем.
По словам представителя Министерства обороны Китая, целью патрулирования было «наращивание потенциала совместных операций». Как отмечает военный аналитик Дмитрий Стефанович, если военно-воздушные силы двух стран достигнут такого уровня взаимодействия, который позволит обеспечить взаимодействие по дозаправке в воздухе, их влияние на региональный стратегический баланс может существенно возрасти.
В-третьих, общий смысл совместного патрулирования китайских и российских бомбардировщиков состоит в том, чтобы подчеркнуть растущие военные связи между двумя странами. В соответствии с постановлением, принятым правительством России и опубликованным ранее на этой неделе, в настоящее время между Москвой и Пекином ведутся переговоры о новом соглашении в сфере военного сотрудничества.
Примечательно, что в заявлении для прессы по поводу маневров китайских и российских бомбардировщиков, как китайское, так и российское министерства обороны ссылаются на некий документ, российско-китайский «план военного сотрудничества на 2019 год». Не вполне ясно, что это означает, поскольку подобный план никогда не был опубликован, и его положения остаются неизвестными. Впрочем, само существование такого документа подразумевает невиданный до сих пор уровень военного сотрудничества.
Китайско-российские военные связи не ведут к формированию двустороннего эквивалента постоянного военного союза с высокой степенью оперативной совместимости вооруженных сил, подобного НАТО. Скорее всего, раньше или позже, Китай и Россия создадут военный альянс по образцу Антанты 19 столетия, где обе стороны остаются независимыми субъектами без объединенной структуры командования и оперативной координации в случае необходимости, но с общей стратегией ведения боевых действий.
Читайте также
Последние новости