Сегодня, когда все мировые СМИ отмечают, что российский президент Владимир Путин упорно воздерживается от поздравлений Джо Байдена с его блистательной победой даже через двадцать пять дней после президентских выборов, трудно даже поверить, что именно он был первым зарубежным лидером, который позвонил тогдашнему президенту США Джорджу Бушу-младшему во время террористических актов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Путин предвидел, что у Буша не будет иного выбора, кроме как отдать приказ о нанесении ответного удара, и что театром военных действий почти наверняка будет Афганистан. Проще говоря, Путин тогда решил стоять «на правильной стороне истории». Кремль оценил редкую возможность, открывающуюся для него, – работать плечом к плечу с Соединенными Штатами ради мира и международной безопасности. Представлялось, что это сотрудничество могло поднять российско-американские отношения на качественно новый уровень.
Всего тремя месяцами ранее была сформирована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), но для Москвы главным внешнеполитическим приоритетом были отношения с Соединенными Штатами. Любопытно, что в ходе своей самой первой пресс-конференции в Кремле в качестве президента России 18 июля 2001 года Путин сделал потрясающее заявление: он сказал, что России должно быть позволено вступить в НАТО, либо альянс должен быть распущен и заменен новой структурой, включающей всю Европу и Россию.
Путин тогда только что вернулся после визита в Китай, где он подписал всеобъемлющий договор о дружбе с китайским лидером Цзян Цзэминем, который поднял вопрос о перспективах совместной китайско-российской позиции в отношении планов США по созданию ракетного щита и выходу из договора о противоракетной обороне. Во время пресс-конференции в Кремле Путин исключил какие-либо планы координации действий с Китаем. «У нас имеется достаточно средств для самостоятельного реагирования на любые изменения ситуации», – сказал он.
По словам Путина, «больше не существует Варшавского договора, нет и Советского Союза, но НАТО продолжает существовать и развиваться. Мы (Россия) не считаем его врагом. Мы не видим никакой трагедии в существовании альянса, но не видим в нем и необходимости». Путин также уточнил, что расширение НАТО в Восточной Европе создает «разные уровни безопасности на континенте… и это не соответствует сегодняшним реалиям и не вызвано политической или военной необходимостью».
Итак, вскоре после терактов 11 сентября в США, Путин не только предложил Бушу руку помощи, но и отдал приказ российским разведслужбам поделиться с американскими коллегами своими обширными данными по Афганистану, которые могли пригодиться при проведении любых военных операций в этой стране.
Кроме того, Путин лично связался с руководством центрально-азиатских республик и добился, чтобы Пентагону было позволено использовать военные базы в этом регионе для своих операций в Афганистане. Впрочем, имеются свидетельства того, что американцы уверяли русских, что базы в Центральной Азии будут необходимы только временно. Однако, как оказалось, к концу июля 2002 года в Афганистане находилось около 4 тысяч американских военнослужащих, из которых примерно 3 тысячи были дислоцированы в Кандагаре, а около 500 — в Баграме, где американские, итальянские и польские военные начали строить взлетную полосу.
Вскоре выяснилось, что Соединенные Штаты полностью изолировали Россию от какого-либо участия в военных операциях в Афганистане. Дефицит доверия увеличился еще больше после вторжения США в Ирак и «революции роз» в Грузии в 2003 году. В 2004-м еще одна цветная революция произошла на Украине, а в феврале-марте 2005 года, по уже знакомой схеме, после парламентских выборов в Кыргызстане поддерживаемые Вашингтоном революционеры обвинили в коррупции и авторитаризме пророссийского президента Аскара Акаева, советского физика и академика, а также его семью и соратников. В конце концов, Акаев вынужден был бежать из страны и отправиться в изгнание в Москву.
По всей видимости, Россия и Китай разделяли мнение о том, что цветные революции представляют собой продукт махинаций США и их западных союзников и являются серьезной угрозой для их национальной безопасности. Однако настоящую тревогу, вероятно, вызвало кровопролитное восстание в Андижане, небольшом городке Ферганской долины на востоке Узбекистана. Узбекские войска подавили мятеж, и при этом было убито около 1500 человек.
Сначала узбекские власти обвиняли в организации восстания Исламское движение Узбекистана. Но, как выяснилось, участники беспорядков были членами «Хизб ут-Тахрир», малопонятной исламистской организации, ячейки которой базируются в Лондоне и других европейских столицах. Неудивительно, что после этого возникли подозрения в отношении крупной разведывательной сети США и НАТО в Афганистане.
На этом фоне саммит ШОС, состоявшийся 5 июля 2005 года в Астане, совершил беспрецедентный шаг, призвав Вашингтон назвать окончательный срок вывода своих военных баз из Центральной Азии. В заявлении организации было сказано: «учитывая, что активная фаза военной антитеррористической операции в Афганистане завершилась, страны-члены ШОС… считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции установили окончательные сроки использования военных баз в регионе». Ни Москва, ни Пекин не воспринимали это как коллективное решение ШОС. Помощник российского президента Сергей Приходько смягчил удар, уточнив, что речь не идет о требовании немедленного ухода, просто «странам ШОС важно знать, когда американские войска отправятся домой».
Однако, через три дня после саммита ШОС Государственная Дума ратифицировала 15-летнее двустороннее соглашение между Россией и Кыргызстаном, которое предусматривало удвоение численности российских военнослужащих на авиабазе Кант, к востоку от Бишкека. Кроме того, Россия объявила о планах переброски дополнительных боевых самолетов на эту авиабазу. Важно подчеркнуть, что она находилась в двух минутах полета от американской базы в Манасе, где были дислоцированы сотни американских военнослужащих.
Декларация ШОС 2005 года стала первым сигналом о том, что Россия и Китай предпринимают первые пробные шаги, направленные на то, чтобы бросить вызов американскому военному присутствию в Центральной Азии. Хотя изначально все страны-члены ШОС одобрили вторжение Соединенных Штатов в Афганистан, провозглашаемые Америкой намерения вести войну за искоренение терроризма больше не принимались за чистую монету.
Начало создаваться впечатление, что у Соединенных Штатов имеются стратегические амбиции, связанные с размещением своих вооруженных сил на территории Центральной Азии и попыткой установить доминирование над этим богатым ресурсами регионом, а также с созданием постоянной угрозы для стран, имеющих национальные интересы в Центральной Азии, включая Россию, Китай и Иран.
По всей видимости, с этого момента Москва и Пекин стали рассматривать ШОС как платформу для усиления своего влияния в центрально-азиатском регионе. Москва начала стремиться к более тесным связям с Китаем, в качестве противовеса отношениям с США. Политические потрясения показали, что Россия в сотрудничестве с Китаем должна выполнять роль «регионального полицейского».
А между тем Китай также стал влиятельным игроком в Центральной Азии с определенными стратегическими интересами. Так, Пекин профинансировал прокладку сети трубопроводов из Центральной Азии в провинцию Синьцзян. При этом в Китае опасались, что американское доминирование или инспирированные США политические потрясения могут сорвать эти планы, а также спровоцировать беспорядки на этнической почве в Синьцзяне.
Важно отметить, что призыв ШОС к сворачиванию американских военных баз в Центральной Азии прозвучал непосредственно после встреч Путина с председателем КНР Ху Цзиньтао, который посетил Москву в период с 30 июня по 3 июля 2005 года. Любопытно, что на саммите ШОС 5 июля страны Центральной Азии заняли единую с Москвой и Пекином позицию, выступив против «односторонности» – кодового слова, обозначающего американскую глобальную гегемонию. Тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил: «Не должно быть места вмешательству во внутренние дела суверенных государств».
Узбекский президент Ислам Каримов сказал, что прозападные силы «лишают регион стабильности и навязывают ему свою модель развития». Чтобы продемонстрировать свою приверженность общей линии ШОС, 7 июля узбекское правительство выступило с заявлением, в котором настоятельно потребовало, чтобы боевые вылеты с предоставленной США базы в Карши-Ханабаде были строго ограничены операциями над Северным Афганистаном. Однако Соединенные Штаты не желали так просто сдаваться. 14 июля председатель Объединенного комитета начальников штабов Ричард Майерс прямо обвинил Китай и Россию в попытке с помощью запугивания заставить центрально-азиатские правительства потребовать закрытия американских баз.
Неделю спустя министр обороны США Дональд Рамсфельд прилетел в Кыргызстан и стремительно добился заключения соглашения о пролонгации работы авиабазы в этой стране. А 12 июля администрация Буша пригрозила Узбекистану «независимым международным расследованием» Андижанского восстания. Впрочем, США все же освободили базу в Карши-Ханабаде в ноябре того же года, в то время как киргизское правительство позволило американцам использовать транзитный центр в Манасе, недалеко от Бишкека, вплоть до истечения срока аренды в 2014 году.
Тем не менее, в последующие годы, когда каналы снабжения сил США и НАТО через Пакистан оказались под угрозой из-за ухудшения американо-пакистанских отношений, Москва вновь вмешалась, чтобы обеспечить альтернативный маршрут через Россию и центрально-азиатские страны (на платной основе, разумеется) для доставки жизненно важных грузов – топлива, продовольствия, оборудования и других материально-технических средств для войск НАТО, развернутых в Афганистане.
В середине 2008 года была создана система воздушных, наземных и морских маршрутов, действующая в обоих направлениях и получившая известность как Северная распределительная сеть. Первоначально по этим маршрутам разрешено было доставлять исключительно нелетальные военные грузы. Однако в июле 2009 года, незадолго до визита президента Барака Обамы в Москву, российские власти объявили о предоставлении своего воздушного пространства для доставки американских войск и вооружений в Афганистан. И лишь в мае 2015 года, после событий на Украине и введения западных санкций против Москвы, этот важнейший военно-транспортный коридор, по которому военные грузы НАТО доставлялись в Афганистан через российскую территорию, был закрыт.
Анализ всего этого эпизода позволяет сделать определенные выводы. Саммит ШОС 2005 года провел что-то вроде красной линии для США, но это было скорее предостережение, чем акт враждебности. При этом важно отметить, что китайско-российское партнерство приобрело черты зрелости, а ШОС укрепила влияние.
Тем не менее, Россия и Китай не стали выходить за рамки и сделали так, чтобы у США не возникло никаких трудностей в ходе войны против терроризма в Афганистане, которая отвечала в том числе и их интересам. В сущности, в то время Россия и Китай придавали отношениям с США гораздо большее значение, чем связям друг с другом.
Прежде всего, Москва и Пекин приложили усилия, чтобы не превратить ШОС в некое антизападное «НАТО Востока». Вместо этого они продолжали рассматривать ШОС как открытый, инклюзивный региональный форум. Кстати, саммит 2005 года в Астане также ознаменовался приемом в организацию Индии, Пакистана и Ирана в качестве наблюдателей.
На самом деле вся эта история 2005 года могла бы даже повысить уровень комфорта в отношениях между ШОС и США. Продолжая выражать озабоченность по поводу способности ШОС вытеснить Америку из региона, официальные лица США в то же время высказывались в том ключе, что эта организация может предоставить центрально-азиатским странам выгодный формат сотрудничества и альтернативу российскому доминированию в таких сферах как энергетика.
Некоторые американские аналитики даже прогнозировали, что членство Индии и Пакистана не позволит ШОС превратиться в антизападную и антиамериканскую структуру, бросающую скоординированный вызов интересам США. Разумеется, эти предсказания оказались точными.
Читайте также
Последние новости