Следующая новость
Предыдущая новость

Геополитические танцы в треугольнике США-Россия-Китай : танцорам снова что-то мешает

31.05.2021 16:47

Никто не доверяет Китаю. В беседе со своим китайским визави 11 февраля 2011 года президент Соединенных Штатов Джо Байден выразил обеспокоенность по поводу несправедливых методов и практики принуждения в торговле, нарушений прав человека, политических репрессий в Гонконге, жестокого обращения с мусульманами, агрессивных действий в Азии, включая Тайвань, и умышленного запутывания проблемы коронавируса. Пекин хочет, чтобы мир поскорее забыл обо всех этих проблемах.

«Это будет иметь отдаленные негативные последствия для Китая, и он это знает», – сказал позже Байден. В настоящее время в Конгрессе США рассматривается несколько законопроектов, предусматривающих карательные меры в отношении Китая. Джо Байден заявил сенаторам США, что «если мы не начнем действовать активно, они (Китай) просто съедят наш обед». Опьяненный гордыней, Пекин не понимает американского английского.

В годы холодной войны Москва и Вашингтон достигли удобного временного компромисса, стратегической патовой ситуации. Обладавший колоссальной военной мощью, но слабой экономикой, Советский Союз рухнул в 1991 году, и, по словам известного американского ученого Френсиса Фукуямы, история завершилась. Единственная сверхдержава на планете, Америка стала главным врачом, учителем, проповедником, спасателем и полицейским для всего мира. Американский триумфализм был поистине отвратителен и невыносим.

С тех пор, как коммунизм рухнул, Китайская коммунистическая партия заговорила о социализме с китайскими особенностями. Они начали сближаться с Россией, которая проявила готовность забыть о китайском предательстве в семидесятые годы, несмотря на то, что советские разработки, оборудование, а также квалифицированная рабочая сила и ядерные технологии способствовали индустриализации и модернизации Китайской Народной Республики. В 1992 году Москва и Пекин объявили о «конструктивном партнерстве», в 1996 году – о «стратегическом партнерстве», а в 2001 году подписали договор о «дружбе и сотрудничестве».

Гордая Россия, значительно ослабленная после распада Советского Союза, испытала жестокое чувство унижения, когда даже бывшие советские республики и союзные государства в Восточной Европе, которым никогда не нравилось быть объектами влияния Москвы, устремились в объятия победившего Запада.

В течение первого десятилетия унижений после распада СССР Россия также смотрела на Запад, заигрывая с западной либеральной демократией, и даже надеясь, что однажды ее могут принять в НАТО, однако это закончилось тем, что экономика гигантской страны была разорена олигархами и их западными покровителями. Первый президент России Борис Ельцин считал, что либеральная западная демократия была необходима как оружие массового уничтожения для ненавистных пережитков советского коммунизма. В результате, на рубеже тысячелетий Россия оказалась обездоленной, чувствовала себя преданной союзниками и изолированной. А между тем Китай все эти годы спокойно и с вежливой улыбкой воровал западные технологии и методы управления, чтобы превратиться в мощную индустриальную державу.

Несмотря на то, что Россия поддержала Америку после катастрофы 9/11, Кремль рассматривал цветные революции в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, а также массовые протесты в Москве в 2012 году как попытки Запада дестабилизировать ситуацию в стране. Войны в Ираке и Афганистане привели к тому, что силы НАТО оказались вблизи российских границ. Кроме того, североатлантический альянс инкорпорировал несколько бывших коммунистических государств. В 2000 году Владимир Путин написал, что Россия всегда чувствовала себя евразийской страной. Таким образом, пришло время для «разворота к Азии». Примечательно, что за полвека до этого, в 1950 году посол Индии С. Радхакришнан сказал Иосифу Сталину, что Индия рассматривает СССР как азиатскую державу.

Поскольку Россия ощущала себя униженной победившим Западом, в своем обращении к нации в 2005 году Владимир Путин сказал, что распад Советского Союза был «величайшей геополитической катастрофой двадцатого века, причем эпидемия распада охватила и саму Россию». Путин имел в виду сепаратистские движения, такие как, например, в Чечне. Он приложил все возможные усилия для сохранения единства Российской Федерации и достиг успеха.

Когда Россия обратила свой взгляд на Восток, она увидела Китай, переполненный средствами и играющий своими хилыми военными мускулами в надежде перейти в высшую лигу за счет модернизации вооружений. А в это время колоссальный оборонно-промышленный комплекс России едва держался на плаву. В результате, Китай воспользовался моментом, чтобы инвестировать миллиарды долларов в задыхающуюся российскую экономику, а заодно стремительно обновить свои вооружения со второго поколения на четвертое за счет использования российских технологий.

Чтобы укрепить новообретенную дружбу, Россия и Китай постепенно урегулировали свой давний пограничный спор. Москва и Пекин обязались сформировать «равноправное и надежное партнерство», но «язык тела» во время встреч между китайским и российским лидерами свидетельствовал о том, что отношения между ними скорее напоминают отношения императора и придворного.

Во время своего июньского визита 2019 года в Россию, Си Цзиньпин снисходительно назвал Путина «моим лучшим другом и коллегой». Российско-китайский альянс даже создал Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Одурманенный своим богатством и военной мощью, Китай бросил вызов всему миру. Десять лет назад он даже предложил разделить планету на две сферы влияния – американскую и китайскую. Подобно верблюду из притчи, Китай пытается понемногу втиснуться в шатер араба, намереваясь захватить ее, пока араб (весь мир), по горло сытый этими поползновениями, не вышвырнет его вон.

Начался большой геополитический «танец» в треугольнике США-Россия-Китай. Пекин был уверен, что после аннексии Крыма в 2014 году, поддержки режима в Беларуси и взбучки, устроенной Грузии, а также на фоне обвинений в нарушении прав человека, отравлениях неугодных, убийствах и вмешательстве в выборы, Россия находится в глухой международной изоляции. В 2019-2020 годах, после крупных открытий месторождений сланцевой нефти в США, Москва начала свою печально известную ценовую войну на рынке нефти против США и Саудовской Аравии, отказавшись от сокращения объемов добычи. Москва продолжала истощать свои бесценные запасы, на которые приходится седьмая часть ВВП страны. Китай объявил о намерении сократить закупки нефти на Ближнем Востоке и вместо этого получать ее от России по вновь построенным нефтепроводам. Китай считает, что Россия – его собственность, и рассматривает ее как хранилище сырья для своей индустриальной машины, а также источник самых современных военных технологий. Это унизительно для Росси, которая до недавнего времени считала Китай отсталой слаборазвитой страной.

В 2014 году две страны подписали газовую сделку века на общую сумму 400 миллиардов долларов, согласно которой Россия на протяжении 30 лет будет поставлять Китаю природный газ. Неужели заносчивый и высокомерный Пекин победил и подчинил себе Россию, как это сделал Запад три десятилетия назад, унизив Москву?

Наибольшую выгоду от распада СССР получил не Запад, а Китай. В годы абсолютного господства у Америки было бы гораздо больше истинных друзей, если бы она умерила свое тщеславие, поскольку американский образ жизни подразумевает свободу выбора и выбор свободы (так много сомнительных стран объединились в поддержку США после 11 сентября). Высокомерие обходится Китаю стремительной потерей союзников и друзей. Он попал в так называемую ловушку Калигулы (пусть ненавидят меня, лишь бы боялись и подчинялись).

Россия стремится вернуть себе утраченный статус великой державы. Китай считает, что сегодня никто не в силах остановить его и яростно сопротивляется попыткам Соединенных Штатов сдерживать его экспансию. Несколько лет назад Россия согласилась продать Китаю свой новейший истребитель Су-35С. Сначала Москва отказывалась продавать меньше 48 единиц, чтобы компенсировать те убытки, которые неизбежно возникнут, когда Китай «позаимствует» конструкторские решения, но позже, отчаянно нуждаясь в деньгах, была вынуждена согласиться на продажу вдвое меньшей партии.

В условиях демографического спада (которым, прежде всего, объясняется интерес Кремля к странам с большим русскоговорящим этническим меньшинством, таким как Украина, Грузия и страны Балтии), Россия чувствует, как ее постепенно поглощает Китай. Даже после распада Советского Союза она остается крупнейшей страной на планете. Она не нуждается в «жизненном пространстве» для россиян, в то время как Китаю оно остро необходимо для растущего ханьского большинства.

Население Китая в десять раз превышает население России, а российский Дальний Восток, граничащий с Китаем, представляет собой одно из самых малонаселенных мест на планете. Это богатый природными ресурсами и относительно необжитый регион. В мае 2021 года Владимир Путин прямо заявил, что «все нас хотят где-то укусить или чего-то от нас откусить… мы выбьем им зубы, чтобы не могли кусаться». Ни Европа, ни Соединенные Штаты не претендуют на российские территории, так что речь может идти только о Китае.

Китай – ревизионистское государство. В школьных учебниках говорится, что российские территории к северу от государственной границы – это бывшие китайские провинции, украденные во время «столетия унижений», и однажды они вернутся в Китай, как это произошло с Гонконгом и Макао. Как и многие другие страны, Россия почувствовала, что сотрудничество с Китаем — палка о двух концах. Более мощная в военном отношении, но менее развитая экономически, Россия явно играет с огнем. Российский фильм 2015 года под названием «Китай: смертельный друг», который в свое время был хитом Интернета, показывает ползучее вторжение Китая на Дальнем Востоке, которое многие в России считают замедленной геополитической бомбой.

Лишь немногие помнят о том, что в 1954 году, при Никите Хрущеве, Россия направила Франции, Британии и Соединенным Штатам протоколы о намерении, в которых речь шла о вступлении Советского Союза в НАТО. Несколько дней спустя после получения официального «нет» СССР и его восточноевропейские друзья заключили Варшавский пакт, ознаменовавший создание восточного контр-альянса. В результате Европа разделилась пополам на сорок с лишним лет. Я служил послом в трех бывших советских республиках и помню, что всеобщий восторг от обретения независимости омрачался печальной экономической и политической реальностью.

Русским было нелегко смириться с тем, что они лишились лидирующего положения в ООН и были низведены на уровень рядовых членов организации. Не забыли они и вооруженных столкновений с Китаем в 1969 году на реке Уссури, недалеко от Маньчжурии (родины уйгуров), в ходе которых погибли десятки людей. Ведя войну против СССР, Китай заслужил уважение США, и два года спустя состоялся исторический визит госсекретаря Генри Киссинджера в Пекин. Вскоре Советы ввязались в афганский конфликт, а остальное, как говорится, уже история.

Потерпев поражение в холодной войне, русские чувствуют себя крайне некомфортно в связи с активизацией сотрудничества в рамках Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad). Президент США Джо Байден вскоре после инаугурации провел свою первую виртуальную встречу Quad, а министр обороны Ллойд Остин посетил Индию в знак признания ее роли в этом интеграционном объединении. Осознавая это, Нью-Дели предположил, что Россия могла бы играть более важную роль в Индо-Тихоокеанском регионе (читай, в Quad), что является неприемлемым сценарием для Пекина.

Министры иностранных дел России и Китая встретились в марте 2021 года, всего через день после беспрецедентно жаркого публичного обмена мнениями между высокопоставленными американскими и китайскими официальными лицами в Анкоридже, штат Аляска. Они отвергли критику Запада по поводу нарушений прав человека и предложили альтернативное видение мирового порядка.

Напуганные необычайной притягательностью демократии, китайские пропагандисты пытаются посеять сомнения в самой идее демократического правления как таковой. СССР был разрушен демократией. Коммунистическая партия Китая едва выжила после подавления протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, где участники уличных акций даже воздвигли Статую Свободы из пенопласта. Гонконг в 2019 и 2020 году вновь продемонстрировал разрушительный соблазн демократии и свободы. То же можно сказать и об «арабской весне» в 2010-х годах.

Несмотря на то, что сегодня Россия и Китай сегодня близки как никогда прежде, разногласия между ними растут. Вынужденный альянс дает трещины. Китай хочет быть доминирующим партнером в двусторонних отношениях с Россией, как и со всеми другими странами. «Взаимовыгодный характер» альянса означает, что Китай выигрывает, будучи тузом, а его партнер выигрывает, будучи шестеркой. Может показаться, что они плодотворно сотрудничают, но уже сегодня можно заметить признаки возможного обратного разворота России на Запад в поисках путей избавления от растущей зависимости от Китая.

Китайские экономические вливания через инициативу ОПОП (Один пояс, один путь) в странах-соседях России в Центральной Азии и других регионах крайне обеспокоили Москву. Китай «подавился» празднованием в 2020 году 160-летия Владивостока, аннексированного Россией в 1860 году после второй опиумной войны. Москва «приостановила» продажу Китаю российского зенитного ракетного комплекса С-400. Имеются территориальные разногласия по поводу внешней Маньчжурии, на которую Китай претендует из-за нехватки водных ресурсов.

Несмотря на то, что Байден назвал Путина «убийцей» и «человеком без души», российский президент заявил, что «мы будем работать с Соединенными Штатами, если сочтем условия сотрудничества выгодными для нас». В ходе встречи в мае 2021 года американский госсекретарь сказал российскому министру иностранных дел, что США готовы сотрудничать, но при этом будут отстаивать свои интересы. Всего несколькими днями ранее два советника по национальной безопасности пришли к согласию о необходимости нормализации отношений. Президенты России и Соединенных Штатах встретятся в Женеве в июне 2021 года. Если Россия снова обратит свои взоры на Запад, умирающая китайская инициатива ОПОП будет обезглавлена.

Несколько стран (и Европейский парламент) обвинили Китай в геноциде и преступлениях против уйгуров. Несмотря на свою браваду, Китай испытывает боль. Вашингтон предпринимает усилия по сплочению международной коалиции с целью заставить Пекин признаться в лабораторном происхождении коронавируса. Путин хочет, чтобы его разведслужбы представили окончательный рапорт к августу 2021 года. Если Россия, которая до сих пор вела себя тихо, присоединится к этому оркестру со своей балалайкой, это станет весьма серьезной проблемой для Китая.

Источник

Последние новости